Сибирь экспериментирует с немецким кино

В последнее время все увлеклись экспериментами. Говорят, без этого жизнь становится пресной и однообразной. Вот и организаторы ставшего уже традиционным для Сибири фестиваля немецкого кино на этот раз решили немного поэкспериментировать, изменить формат.

«Экспериментальная» программа нынешнего фестиваля, четвертый год подряд проводимого немецким культурным центром имени Гете, позволила зрителям за два фестивальных дня проследить эволюцию немецкого кино с двадцатых годов прошлого века до наших дней. На фестивале было представлено по одному фильму из каждого значительного этапа в развитии немецкого кино.

Талантливый и наиболее типичный фильм эпохи экспрессионизма периода 1930-40 гг., интеллектуальное кино 1970-х годов и, наконец, современный фильм. Открыла фестиваль нашумевшая картина 2001 года «Эксперимент», заслужившая внимание кинокритиков и зрителей. Остросюжетный триллер о группе добровольцев, согласившихся принять участие в рискованном эксперименте: на месяц они превращаются в заключенных и надзирателей. История, положенная в основу фильма, не только могла происходить, но и действительно происходила в реальности.

Эта лента сделала звездой исполнителя главной роли Морица Бляйбтроя. Следующая картина фестиваля, «Романс в миноре» знаменитого немецкого режиссера 40-х годов Хельмута Койтнера, была снята по новелле Ги де Мопассана. Это прекрасный образец немецкого поэтического реализма. Любовный треугольник, Париж XIX века — что может быть лучшим материалом для мелодрамы? Юным зрителям была адресована замечательная сказка «Мечта Липпеля». Программу фестиваля продолжил фильм с необычным и чрезвычайно длинным названием «В опасности и большой беде компромисс приводит к гибели», поставленный ведущим режиссером 60-70-х годов Александром Клюге, одним из самых радикальных экспериментаторов в немецком кино.

Сатирический памфлет и документальные съемки переплелись в этой смелой и странной ленте, ставящей самые острые вопросы в не самой простой форме. А длинноты, сырость кинематографического материала, модная в 70-е, только подогревали зрительский интерес. Завершила фестиваль легендарная картина 20-х годов «Кабинет доктора Калигари». Сама лента вошла в историю, ознаменовав новый этап в развитии мирового кинематографа и начало эпохи немецкого киноэкспрессионизма. В мировой практике кино она стала первым глобальным киноэкспериментом. Кроме всего прочего, в ней сохранилась и та уникальная атмосфера фантасмагорической тайны, которая способна заинтриговать даже искушенного современного зрителя. Особенно стоит отметить, что сеанс фильма о Калигари проходил в рамках проекта «Немое кино — живая музыка». Демонстрация фильма на этот раз, тоже в порядке эксперимента, сопровождалась современной электронной музыкой в живом исполнении гостя фестиваля, кемеровского диджея Дениса Гулевича.

Малому залу консервативного Дома ученых еще ни разу, наверное, не приходилось выдерживать такого акустического напора. Каждый фильм фестиваля привнес в эксперимент свое: изобразительные и сюжетные изыски в «Калигари», политическая провокация в соединении со строгим шифрованным анализом у Клюге, мерное повествование Хельмута Койтнера, скрывающее за внешним спокойствием изощренное новаторство, и, наконец, взрывоопасная брутальность нового поколения немецких кинематографистов в киношлягере «Эксперимент». Импровизации фестиваля будут продолжены в других городах Сибири — Красноярске, Зеленогорске и Кемерове.

Comment section

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *