Карнавала не будет? Карнавала нет

 

Почему новосибирцы оказались в долгу перед клубно-барной культурой? По каким причинам бывшие лидеры этого сегмента рынка совершенно не хотят возвращаться с новыми заведениями? Насколько прибыльно развлекательное дело? На все эти и многие другие вопросы, в том числе и о том, как «барам с музыкой» (party-bar) удалось потеснить ночные клубы, искала ответы корреспондент «КС» КСЕНИЯ ЧЕРНЫХ, инспектируя с экспертами премиальные party-bar и беседуя с бизнесменами на всякий случай также в более деловой собранной обстановке.
 
 
Сколько?
 
Предметом исследования корреспондента «КС» явились премиальные заведения, где можно весело провести время вечером и даже ночью. Еще, пожалуй, лет шесть назад вместо «заведения» можно было использовать лаконичное слово из четырех букв — клуб. Сегодня же это определенно архаизм. Так как из сорока существующих по сей день клубов к интересующему сегменту с натяжкой можно отнести только один. Всё остальное — это бары и в основном коктейльные. Но прежде, чем непосредственно отправиться в премиальные заведения, представим общую статистику.
«На данном этапе российский рынок клубов отличается сравнительно невысоким уровнем прозрачности, что затрудняет его комплексный анализ — количество профильных исследований данной сферы крайне невелико. Тем не менее можно отметить, что, согласно различным экспертным подсчетам, количество подобных заведений в России оценивается в 3–3,5 тысячи объектов, а объем рынка в денежном выражении составляет около 4–5 миллиардов долларов», — рассказал «КС» аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. По данным исследовательской компании «Комкон», аудитория клубов в целом по России составляет в среднем порядка 14% от общего числа населения, то есть около 19 млн человек.
На сегодняшний день в Новосибирске работают 191 бар и 40 ночных клубов. В то время как в 2012 году в Новосибирске было 44 ночных клуба и 186 баров. Таким образом, за два года количество ночных клубов незначительно уменьшилось, а число баров несколько увеличилось, подсчитали в Grinderr.
 
Подобную статистику подвели недавно и в 2ГИС. Оказалось, что Новосибирск вместе с Екатеринбургом занял третье место с результатом 47 клубов, то есть на 100 тысяч жителей приходится три клуба. Верхние строчки рейтинга неожиданно заняли Пермь и Санкт-Петербург с количеством клубов 46 и 155. Тем не менее Пермь опередила культурную столицу, так как в этом уральском городе на 100 тысяч приходится четыре заведения, а в Петербурге только три. Больше всего клубов в Москве — 282, но при учете обеспеченности ста тысяч москвичей клубами столица оказалась лишь на пятом месте с результатом — два. Что касается других сибирских городов, то Красноярск занял 10-е место, Омск — последнее, 12-е.
 
Что касается среднего чека, то в новосибирских барах он составляет 711 рублей, а минимальный — 100 руб., об этом заявили сразу несколько заведений Grinderr. Самая популярная заявленная стоимость посещения бара варьируется от 500 до 1000 руб., что составляет 62% рынка. С чеком от 1 тыс. руб. до 3,5 тыс. руб. работают порядка 20%.
В связи с актуальностью в последние три года такой направленности, как коктейльные бары, в 2ГИС также выявили город с самым дорогим и дешевым коктейлем. Аналитики справочного сервиса рассмотрели 15 городов-миллионников. Результаты оказались следующими: средняя стоимость коктейля сегодня составляет 300 рублей. Такие данные получены на основе анализа 60% ночных клубов, которые сообщили свои расценки операторам колл-центра 2ГИС.
Самые дорогие коктейли в Москве. В некоторых столичных клубах их стоимость превышает 1 тыс. рублей, а в среднем она составляет 340 рублей. Дешевле всего коктейль обойдется в Челябинске, средняя его стоимость в уральском городе лишь немногим превышает 200 рублей, при этом есть клубы, где такой алкогольный напиток сделают всего за 70 рублей.
Санкт-Петербург в коктейльном рейтинге занимает девятое место среди миллионников (средняя стоимость — около 280 рублей), Новосибирск — на десятом месте со стоимостью напитка в 270 рублей.
 
Одно то, что статистика подводится непосредственно по коктейлям, лишь подчеркивает актуальность этого тренда. Основоположниками этого «смешанного» течения в Новосибирске по праву могут считаться Вячеслав Яковлев и Влад Мусиенко, открывшие в конце 2010 года бар Friends.
 
Возвращаясь к проблематике премиальности, отметим, что из всего количества, а это порядка 230 заведений, к обозначенному сегменту можно отнести не более шести-семи мест, и принадлежность эта не всегда определяется величиной среднего чека.
 
 
Куда ходят?
 
Для того чтобы окончательно определиться с модным маршрутом, корреспондент «КС» обратился к управляющему рекламным агентством Sleep no more Максиму Торгунакову, экс-управляющему компании La Vetrina и некогда clubber`у. В связи с переформатированием ночных развлекательных заведений последняя «характеристика», как уже говорилось, звучит не совсем корректно, тем не менее Максим Торгунаков и по сей день продолжает охотно посещать существующие заведения. Ответом на вопрос: «Какие?» он поделился с корреспондентом «КС» в баре с «запароленным» входом «Воробей» (заведение для «своих», которыми можно являться по факту или стать по приглашению, впоследствии получая еженедельную рассылку с паролем для входа с правом передачи своим друзьям). Учитывая расположение бара, «Воробей» можно назвать «обратной стороной» открытого Григорием Распутиным в 2013 году на месте легендарного «Чемпивона» коктейльного TrendBar. Напомним, что первыми посетителями этого заведения стали не справившаяся с управлением автовладелица непосредственно со своим авто.
 
«Начинается собственно с «Воробья», затем это может быть Friends, Ruby, Twiggy, тот же Trendbar и Black Milk», — перечисляет управляющий Sleep no more.
 
Из всех перечисленных самые старые Friends. За исключением Black Milk, остальные заведения открылись только в этом году, к слову, и второй этаж в формате коктейльного бара в Black Milk запустили также в 2014 году.
«В Black Milk мне нравится этаж с коктейль-баром, похожий на летнюю веранду, который оформил дизайнер Федор Бухтояров. Получилось так, что с третьего этажа все поднялись на четвертый и теперь тусуются там», — рассказывает Максим Торгунаков.
 
Black Milk учредитель компании IP Group Елена Паночевных назвала реинкарнацией легендарного ночного клуба «Дождь», закрывшегося около трех лет назад. Напомним, что в основном именно Елена Паночевных и открывала наиболее интересные и востребованные заведения в сфере развлекательной индустрии. А точнее, это ночные клубы «Изумрудный город», «Юла», «Аквариум», «Баламут» и «Дождь», в который, по не подтвержденным данным, как-то раз не пустили банкира Игоря Кима.
 
Непосредственно к премиальным заведениям собеседница «КС» отнесла все перечисленные бары, заметив, что не величиной среднего чека эта соотнесенность определяется, а умением привлечь соответствующую публику. В результате даже Friends, прославившийся изначально не только обширностью коктейльной карты, но и духом дружелюбия, граничащим с панибратством, также попал в этот список.
 
Высоко оценив заведения Яковлева и Мусиенко, и их весомый вклад в продвижение барной культуры в Новосибирске, Елена Паночевных подмечает, что публике в 40–50 не во всех заведениях такого формата комфортно. Во Friends, например, из-за настойчивости и, зачастую, излишней фамильярности барменов, склоняющих публику к употреблению исключительно коктейлей. А вот в Ruby, наоборот, хотелось бы отметить не только отличную подборку вин , разумные цены, но и приятную, комфортную атмосферу, говорит учредитель IP Group, но при этом Елена Паночевных заметила, что ее немного разочаровывало меню. «Но вообще держать в Новосибирске марку заведения с хорошим сервисом и кухней очень непросто, в основном потому, что у нас просто огромная проблема с персоналом в сфере услуг. Работать просто некому, опытных, взрослых профессионалов, любящих свою работу практически нет! Официанты — просто девочки и мальчики, которым подработать бы немного между сессиями и забыть об этом навсегда. И эта проблема», — считает Елена Паночевных , не отдельно взятого заведения, а в общем рынка. — Официанты и бармены очень молоды, им зачастую не знаний не хватает, а элементарно жизненного опыта для общения с клиентом».
 
Разработчик концептуальных заведений Вячеслав Яковлев подчеркивает, что в такие заведения публика приходит за атмосферой, а не как в сетевые заведения за конкретным продуктом.
 
«Не думаю,что у нас есть конкуренты. Мы были первыми, кто привнес коктейльную культуру и продолжаем ее развивать. А то, что сейчас есть на рынке, к коктейль-барам имеет очень опосредованное отношение. Это клубы, бары, рестораны, но не коктейль-бары. Атмосфера настоящего коктейльного бара царит в Twiggy или во Friends. И если Friends — веселый, неформальный,тесный для молодежи, то Twiggy — элегантный,обаятельный и комфортный для более зрелой аудитории. При этом энергетика бара, как места для ежедневного посещения и веселья сохраняется», — вкратце описывает концепцию заведению Вячеслав Яковлев.
 
Уже через год после открытия Friends владельцы бара отметили следующую тенденцию: «Мы заметили, что гости вместе с нами растут, становятся более искушенными и взыскательными и не просто растут, а привыкают к концепции. Так и родилась идея — чтобы не терять наших гостей, мы открываем новые заведения», — делится наблюдениями владелец Twiggy. К слову, на открытие Twiggy метрдотель не пропустил уже упомянутого дизайнера Федора Бухтоярова.
И если раньше публика оседала в одном заведении, то сегодня это уже представить трудно. В очередной такой путь отправился и корреспондент «КС», но уже в компании эксперта.
 
 
Барная инспекция
 
В качестве эксперта «Континент Сибирь» привлек управляющего по общим вопросам «Филип Моррис Сейлз энд Маркетинг» Ивана Хрусталева. Эксперт «КС» представил список и даже определил количество времени, которое предстояло провести в заведении. Перечень состоял из пяти пунктов назначения: Franklin&Fitch, Twiggy, Ruby, Friends и Black Milk. Ивану Хрусталеву предстояло оценить кухню, винную карту, сопутствующие сервисы, а также оформление и, конечно же, атмосферу и харизматичность места.
 
Инспекция стартовала с ужина в открывшемся в конце июля американском баре, который также состоит из двух этажей Franklin&Fitch. Первый из них, по замыслу владельцев, склоняется к формату party-bar, а второй более «ресторанный» и «сытный».
 
Корреспондент «КС» с Иваном Хрусталевым и его коллегами встретились на первом этаже заведения. При заказе блюд, выяснилось, что отсутствует ягнятина, заявленная в меню, заменить ее пришлось говяжьим стейком. Впрочем, этим блюдом Иван Хрусталев остался доволен: «Американская кухня, в целом, не изящная, все жирное и жареное. Стейк был нормальный, качество прожарки и мяса меня вполне устроило. Сервис скорее да, чем нет. Подали также довольно быстро», — прокомментировал уровень обслуживания и кухню управляющий по общим вопросам.
Кроме того Иван Хрусталев отметил достаточно яркий режущий свет в помещении бара. На просьбу приглушить освещение представители заведения отреагировали, по их словам, даже предприняли попытку это сделать, но убавить интенсивность освещения так и не смогли.
 
«Что касается интерьера бара, то меня он ничем не впечатлил. Когда появились в городе первые хорошие заведения, то они резко выделялись. А сейчас их, во-первых, стало больше, а во-вторых, когда ездишь по другим городам и странам, оформление перестает быть какой-то ключевой, определяющей деталью, особенно если слабо подкреплено концепцией. В восточной части страны самые интересные все-таки не в Новосибирске, а в том же Красноярске или Владивостоке. В Красноярске, например, рядом с одноименной гостиницей расположен многоконтинентный комплекс, при этом оформление Нью-Йоркского «отделения» имеет более выдержанную концепцию, чем здесь. В Новосибирске научились воплощать азиатские заведения. Приходишь — Азия, не вопрос, а вот с другими сложнее», — делится впечатлениями от посещения Franklin&Fitch собеседник «КС».
 
В выделенный временной лимит мы укладываемся и в 23.00 отправляемся в Twiggy. К слову, на тот момент сложившаяся обстановка в первом американском баре в Новосибирске и не располагала к дальнейшему времяпрепровождению в заведении.
 
«Сколько раз мы до этого ни бывали в Twiggy, там никого не было», — говорит по дороге Иван Хрусталев. Но на этот раз бар оказался заполнен. У барной стойки нас поприветствовал Вячеслав Яковлев. Через некоторое время к нашему столику подошел бармен и приготовил приятный коктейль, в завершение изящно украсив бокал ленточкой, что привело в восторг девичью часть инспекции. Превысив отведенное время в лондонском баре в Новосибирске, корреспондент «КС» с компанией без особого желания покинули Twiggy и тронулись в следующий бар.
 
В Ruby также оказалось людно. «До этого был только на бизнс-ланче, очень понравилась идея с кухней разных стран. С точки зрения атмосферности и публики мне заведение очень нравится», — говорит Иван Хрусталев.
 
И опять выбившись из графика, корреспондент с экспертом направились во Friends, где также довольно весело и приятно провели время. Впрочем, последнего пункта — Black Milk инспекция «КС» в тот вечер так и не достигла. Корреспондента «КС», Ивана Хрусталева и остальных участников бар-хоппинга (марафона по барам) переманили в другое заведение. Правда, таким образом, итоги удалось подвести более детально и обстоятельно.
 
«Больше всего мне сегодня понравилось в Twiggy», — расставил приоритеты Иван Хрусталев.
 
В ближайшее время в баре планируют открыть джентльменский клуб, где будет представлен более широкий выбор виски и сигар, а девушкам вход будет доступен только в сопровождении члена клуба. Впрочем, некоторые участники рынка развлечений считают открытие этого клуба рисковым в связи с отсутствием должного количества джентльменов в Новосибирске.
 
После открытия бара, названного в честь знаменитой худышки — британской модели, в тусовке зациркулировали слухи о том, что кто-то из тройки (Friends, Ruby, Twiggy) закроется. Вячеслав Яковлев эти слухи отрицает, аргументируя появление новых заведений ростом публики над самой собой и соответственно желанием удовлетворить возросшие потребности посредством открытия дополнительных баров.
 
Иван Хрусталев также сомневается в исчезновении в ближайшем будущем какого-либо из проектов Яковлева и Мусиенко, но в то же время и с недоверием относится к теории разделения аудитории.
 
«Не очень верю, что идея с разведением публики хорошо работает, так как проезжаешь по всем заведениям и видишь одну и ту же аудиторию. Возможно, таким образом владельцы борются с другими конкурентами. У Irish pub, Shamroka, Dublin, по-моему, им удалось переманить клиентов», — считает собеседник «КС».
 
Потребность перемещаться из одного заведения в другое в течение вечера и ночи управляющий по общим вопросам «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» объяснил желанием встречаться с другой аудиторией. Что касается тренда закрытия ночных клубов и открытия баров, то Иван Хрусталев отметил, что ему сейчас вполне комфортно: «Раньше мне очень хотелось танцевать, сейчас уже реже, но если желание появляется, то это либо Black Milk, либо Friends. Считаю, что я попал под тренд», — резюмировал эксперт «КС».
 
Падение интереса публики к непосредственно ночным клубам отчасти тем и объясняется: она становится взрослее, появляется семья, другие ценности. Тем не менее не все так просто и причин тому несколько.
 


Неблагодарная публика
 
В Grinderr корреспонденту «КС» сообщили, что ключевой тренд последних лет — демократизация ночных заведений, открытых за последние 1,5 года, большинство из них уже не делают ставку на высокодоходную аудиторию, а стараются взять большим количеством менее притязательных посетителей.
 
Однако есть и еще одна проблема, которую приходится решать новосибирским клубам, отмечают аналитики — это резкое уменьшение численности молодежи в возрасте 16–20 лет из-за кризиса рождаемости 94–98-х годов прошлого века. Еще 4–5 лет назад молодых людей такого возраста было в Новосибирске в 2,2 раза больше, ссылаются на данные Новосибирскстата в Grinderr.
 
По словам некоторых участников рынка, ситуация в сегменте премиальных заведений плачевная. И вызвано это следующими причинами: во-первых, отсутствует плата за вход или какая-либо иная обязательная финансовая нагрузка на посетителя, во-вторых, снизилось потребление алкоголя. И это при том, что заведение работает всего два дня в неделю, а аренда, зарплата, расходы и прочие обременения выплачиваются ежедневно. Подобные заведения сейчас выживают исключительно за счет бюджетов алкогольных и табачных компаний. Но, как отмечает Максим Торгунаков, в связи с сокращением потребления табака сокращаются и эти бюджеты.
 
«Вот время «Баламута» было роскошное, — вспоминает один из своих самых любимых и в то же время прибыльных проектов Елена Паночевных. — Эта была публика, которой сейчас 50, а тогда было 35–40. У них уже были деньги, но еще был кураж и желание веселиться часто и с размахом. Им хотелось танцевать, пить, есть. В клубе был аншлаг, а когда «биток» — это настроение, люди сами насыщают себя эмоциями».
 
«Собрать же сейчас на один танцпол, где один тип музыки, одно вкусовое предпочтение до полутора тысяч человек, как в свое время собиралось в «Юле» — невозможно. Такие большие клубы вымерли как мамонты. И навсегда, я думаю. Поэтому и пришли к формату «бары с музыкой», более гибкому и пластичному формату», — рассуждает о тренде учредитель IP Group.
 
Вячеслав Яковлев в свою очередь также считает, что клуб прежде всего зарабатывает на платном входе и обязан иметь внятную музыкальную концепцию, не важно, это клуб любителей шансона, техно или r’n’b: «Такие клубы всегда будут востребованы, но если исходить из этих параметров, то у нас таких заведений крайне мало и этот сегмент сужается, так как культурный контекст изменился и спросом пользуются либо совсем нишевые заведения, либо бары выходного дня с эклектичной музыкальной политикой. В то время как в Европе танцевальные места, ночные клубы пользуются большой популярностью, они классные и запоминающиеся. Но там и совсем другая концепция — люди туда приходят просто потанцевать, а не достичь состояния невменяемости. Мне кажется, что у нас клубной культуры как таковой так и не сформировалось».
 
Максим Торгунаков уверен, что через год-два проекты, рассчитанные не на «пританцовку», а на самые что ни на есть танцы, все-таки появятся. Так, с конца августа за танцевальное направление взялся и TrendBar.
 
Елена Паночевных пока за новые клубные проекты браться не собирается, хотя немного скучает по этому непростому бизнесу, да и завсегдатаи «Дождя» часто просят об этом. И причиной тому не только смена ценностей потребителями, не только тренд, но и низкая платежеспособность новосибирцев. В качестве аргумента собеседница «КС» сравнивает Новосибирск с Екатеринбургом — вторым городом после Москвы, где есть моно-бренд Chanel (а это говорит о многом). Торговля примерно той же самой детской одеждой премиальных марок (Елена Паночевных также владеет магазином Sanetta, — «КС») в столице Урала приносит прибыли в три раза больше. И кроме того, там практически во всех ночных клубах вход платный, добавляет Елена Паночевных.
 
«Нынешняя новосибирская публика разбалованная», — считает учредитель IP Group. — Взимание платы за вход в премиальном сегменте в Новосибирске может быть сочтено за оскорбление. И бизнес этот становится все менее и менее прибыльным — посещают заведения редко, за вход платить не привыкли, пьют мало. Но, уверена, постепенно, благодаря новым интересным проектам, и в нашем городе сформируется достойная его статуса среда отдыха и развлечений, которая будет востребована щедрой и благодарной публикой
 
Напомним, что в начале этого года закрылся и еще один знаковый для Новосибирска проект — «Кilev bar». Более того основатель ряда качественных развлекательных проектов Дмитрий Килев даже на какое-то время переехал в Тайланд, обосновав свой отъезд недовольством местным инвест-климатом. Правда, на данный момент, как стало известно корреспонленту «КС», он вернулся в Новосибирск.  Также закрылся и Dj-bar «11» ресторатора Дениса Иванова.
В то же время в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Красноярске клубная культура развивается и неплохо себя чувствует, рассказывают собеседники «КС».
 
Более оптимистично на развитие местной индустрии развлечений смотрят из Москвы. Максим Клягин, комментируя прибыльность развлекательных заведений, отмечает: «Доходность подобных проектов зависит от большого количества факторов. Естественно, наиболее популярные площадки на капиталоемком столичном рынке отличаются самой высокой маржинальностью, значительно опережая сопоставимые проекты в других крупных городах. При этом в целом примерный средний диапазон выручки относительно крупных проектов можно условно оценить в 100–300 миллионов рублей в год. Рентабельность также может значительно варьироваться, скажем, в пределах 10–30%. Обычно средний уровень окупаемости — не менее двух-трех лет».
 
Аналитик также сообщает, что, несмотря на довольно динамичное развитие в течение последних 10–15 лет, российский рынок интертеймент, если проводить аналогии с ситуацией, характерной для западных рынков, все еще находится на первоначальном этапе своего формирования и сохраняет значительный потенциал роста. Один из наиболее перспективных и капиталоемких сегментов индустрии — рынок музыкальных, ночных клубов и аналогичных развлекательных заведений. Данный сектор отличается устойчивой позитивной динамикой роста и в среднесрочной перспективе, по мере дальнейшего увеличения доходов и уровня жизни населения, продолжит развиваться высокими темпами.
 
В случае спада в экономике и снижения доходов произойдет и определенное негативное давление на индустрию. «Но в целом потенциал этого рынка, несомненно, представляется весьма значительным. По примерным оценкам, в среднесрочном горизонте следующих 4–5 лет его средние темпы роста сформируются на уровне около десяти процентов, — прогнозирует Максим Клягин. — Безусловно, основными бенефициарами индустрии остаются Москва и Санкт-Петербург, на долю которых в совокупности приходится, по примерным оценкам, около половины оборота индустрии. Тем не менее, в дальнейшем рынок будет развиваться преимущественно за счет расширения числа проектов на региональных рынках».
 
Тем не менее об открытии в ближайшее время новых привлекательных проектов корреспонденту «КС» ничего неизвестно за исключением ведущейся на протяжении уже пары лет стройки в кинотеатре «Победа». По данным участников рынка, каким будет конечный объект, доподлинно неизвестно, но, возможно, все-таки клуб.. Впрочем, другим «аппетитным» объектом в городе, где, скорее всего, откроется новое заведение премиального класса, продолжает оставаться отель Marriott.
 
 
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
 
Юрий Чернышов, владелец компании Relan Zero:
Я посещаю те заведения, где могу встретить интересных мне людей. Пожалуй, сейчас этот круг замкнулся на Black Milk и «Веранде». По большему счету не наблюдаю больших различий между Black Milk и «Dожdем» Елены Паночевных, прекратившего свое существование несколько лет назад.
 
Что касаемо Friends, открытого после «Dожdя», то он вызывает у меня смешанные чувства. С одной стороны прекрасное месторасположение, симпатичный интерьер соседствует с навязчивой идеей нести «просветительскую» функцию в потреблении спиртного, что и иллюстрирует отказ подать клиенту колу, если он заказал дорогой виски! Насколько помню, во Friends всегда звучала продвинутая музыка, зато за стойкой бара располагался чопорный с изрядной долей нарциссизма персонал, производительность труда которого сродни людям, страдающим болезнью Паркинсона.
Может в этом и была некая фишка, потому что наряду с системой фейс-контроля это наталкивало меня на мысль, что владельцы заведения хотели стать абсолютно нерукопожатными и таким образом заработать на этом известность.
Однако из недр Friends родились два весьма два достойных проекта. Либеральный и симпатичный Ruby, которому единственное, что хочется пожелать – это немного перетряхнуть винную карту, пополнив ее чуть более «высоким» вином.
Также приятно удивил Twiggy своим продвинутым, достойным интерьером, наличием локальной парковки и весьма любезным персоналом. Меня лично радует, что развитием этих заведений занимаются владельцы, которые, уже получив некоторый опыт, конвертируют его в собственные проекты, пытаясь сделать их коммерчески успешными и популярными.
Не могу не упомянуть еще о двух проектах. Это весьма и весьма достойное во всех отношениях Park Café, а также в скором времени с открытием второго этажа уже можно будет тестировать новый проект Яна Скопина «Хороший год».
 
Источник: Континент Сибирь

Comment section

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *