Электронные оригиналы

Сегодня, 15 ноября, в филармонии состоится премьера совместного проекта группы Nuclear Losь и новосибирских джазистов. Пожалуй, это первый в Сибири опыт обобщения творчества электронщиков силами «живых» музыкантов. Во всяком случае, на вечернем концерте в Малом зале филармонии тенор-саксофон, рояль, контрабас и голос будут воспроизводить гармонические тутти, первоначально придуманные и склеенные из сэмплов диджедаями, как сами себя называют «Лоси».   

Антон и Аркадий всегда делали «убойную» музыку Самые знаменитые сибирские электронщики, чьи треки с завидной регулярностью появляются на представительных сборниках в разных странах мира, а долгоиграющая пластинка уже год радует финских поклонников группы (американский релиз с записью раннего industrial-периода не в счет), всегда тяготели к плотному и честному звуку.

Во-первых, на взлете своей карьеры (группе в прошлом году исполнилось 10 лет) Антон Трубица и Аркадий Хлобыстов терзали самые настоящие музыкальные инструменты.

Во-вторых, два года назад в группе (в то время уже состоящей из операторов аналогового синтезатора, groove- и drum-боксов, аппарата для scratch и микшерского пульта) появился «живой» барабанщик Алек Лавелин.

В-третьих, Антон и Аркадий никогда не чурались авторских сэмплов — неслучайно в квартире-студии Аркадия потертая бас-гитара при буквально ежеквартальном приросте «умных» аппаратов (это не считая компьютера) до сих пор остается на виду. И если бы не фирменные наклейки на всех пластинках, которые входят в джентльменский набор «Лосей»-диджеев, можно было бы обнаружить, что все эти поскрипывания, подводки и скрэтчи на их альбомах сделаны с использованием любимых ребятами пластинок джазовой классики. В 90-х Антон и Аркадий присвоили своей музыке совсем не случайный термин pornojazz (получается какой-то игривый взгляд на стОящую музыку).

Поэтому следующий шаг — совместное выступление с «аналоговым» музыкантом — был буквально предрешен самой историей. Смельчаком, рискнувшим отойти от «чистого» жанра и «петь под волынку» технаря и филолога (такое у Аркадия и Антона образование), оказался один из самых «продвинутых» новосибирских джазменов, преподаватель Новосибирского музыкального колледжа тенор-саксофонист Владимир Тимофеев. Первый концерт Sibirisch Djazz стал заметным явлением как в стане «химиков»-DJ, так и в среде импровизаторов города. По результатам концерта был сведен альбом «для узких кругов», что не помешало одному из его номеров (под названием «’99») выдержать за прошедшие три года три официальных переиздания.

В частности, он появлялся в сборнике «Муссон» на лейбле «Цитадель/Дискоксид» и в альбоме Nuclear Losь Pornojazz, вышедшем на Stop Recording в Финляндии. А совсем недавно «’99» вошел в сборник «Destination: Out» на австрийском лейбле Ecco Chamber. Концерт с Тимофеевым до сих пор остался для группы лучшим из прошедших в филармонических стенах. Концерт с расширенным джазовым составом 2000 года, в который помимо Тимофеева вошли пианист Роман Столяр и певица Вика Чековая, для диджедаев можно признать неудачным. Уже к середине концерта Столяр с головой ушел в ближневосточные медитации, которые вкупе с интенсивными саксофонными порывами Тимофеева свели очарование техногенной культуры на нет. Вряд ли хороший джаз с электронными завитушками был конечной целью музыкантов Nuclear Losь. Кажется, некорректность сложно темперированной и модально аранжированной подачи easy listening музыки «Лосей» понял и сам Владимир Тимофеев.

Во всяком случае, предложив ребятам новый раунд филармонического сотрудничества, Тимофеев взялся адаптировать музыку группы для почти оркестрового прочтения. К примеру, в ставшей уже классической пьесе «Jar» (ее исполняли и на первом концерте с Тимофеевым) расплывчатые мазки синтезатора, знакомые фанатам группы по первой редакции пьесы, приобрели оркестровую собранность. Теперь их в унисон исполняют Евгений Серебренников (орган, фортепиано), Владимир Тимофеев (саксофон) и Виктория Чековая (голос). Сэмплированный контрабас заменили реальным — и он запел в руках Дмитрия Аверченкова. И все это по-настоящему, с нотами, со спорами на репетиционной площадке, как корректнее и живее прозвучит каждый такт пьесы! В результате «Jar» теперь напоминает какие-то киношные образцы музыки — того же Морриконе. В специально отведенных местах Серебренников разводит на клавишах свою импрессию. Хорош новый электронный кусочек, в котором Аркаша интенсивно качает манипулятором типа джойстик — теперь эта игровая прилада помогает работать со звуком. В Latin Fun джазовый руководитель репетиции Тимофеев обращается к Серебренникову и Аверченкову: «У нас получается какой-то сейшн!

Надо отработать каждое вступление, каждый такт!» В том смысле, чтобы не было никакой отсебятины там, где это не позволено регламентом. С музыкой группы Nuclear Losь теперь обращаются бережно. «Лоси» уже застолбили свое место криком — теперь с ними интересно прорабатывать полутона. В подтверждение этих слов новая вещица Power Bass показалась просто восточной сладостью — этакой любовной балладой с гулким и нежным вступлением на ф-но и шлепающим барабаном Лавелина в середине. На репетиции в этой пьесе у Тимофеева и Аверченкова получались самые проникновенные соло. Я отметил про себя, что этот поп-шлягер имеет все шансы попасть на очередной альбом «Лосей» в качестве «живого украшения». После репетиции мне удалось задать музыкантам Nuclear Losь несколько вопросов.

Comment section

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *