Бизнес на кадрах

Ирина Вольская, источник: «Континент Сибирь»
Независимо от кризиса в сентябре на фоторынке начался сезонный подъем: уровень посетителей фотостудий почти сравнялся с прошлогодним. А вот к традиционному нежеланию людей отдавать большие деньги за фотосъемку в последние несколько лет добавилась еще одна проблема — необходимость расширить перечень услуг.
иллюстрация с simaxmedia.ru Новые игроки на рынке фотосъемки появляются постоянно, но большинство из них очень быстро сходит с дистанции: удачный старт предполагает, что имя создателя студии уже должно быть на слуху. «Для открытия фотостудии нужны не только деньги. Может, прозвучит немного пафосно, но прежде всего тут важно имя автора. Заказчик сейчас стал более требовательным и больше понимает, что ему надо. В фотостудию, которая только что появилась на рынке, он либо совсем не приходит, либо проводит какой-то предварительный мониторинг и приходит туда, где ему предлагают максимум — не только фотосъемку», — считает владелец студии «Скат» Андрей Скат. Фотограф Ева Шафран, работающая на этом рынке два года, добавляет, что зачастую для того, чтобы у фотостудии появился достаточно большой поток посетителей, в самом начале ее создатель вынужден очень много работать бесплатно.
По словам участников рынка, говорить о серьезной конкуренции среди фотостудий Новосибирска пока преждевременно: игроков высокого уровня здесьеще мало, а город большой, поэтому почти все профессионалы не испытывают особых проблем с заказами. Тем не менее минувшей зимой фотографам пришлось затянуть пояса: кризис не обошел стороной и эту отрасль. «Оборот фотостудии в текущем году очень нестабильный, и связано это даже не с кризисом как таковым, а скорее с сомнениями людей по поводу кризиса и судьбы собственных денег, — говорит владелец фотостудии “Сакура” Роман Мальков. — Расходов на рекламную фотосъемку стало значительно меньше. Осенью начался подъем, хотя он и касается только частных заказчиков. Это традиционно: лето считается не сезоном, потому что люди фотографируются на улицах. С началом осени наша заполненность практически вернулась к уровню прошлого года».
Одной из основных проблем рынка владельцы фотостудий называют нежелание людей расставаться с деньгами: зачастую заказчику приходится объяснять, за что он платит довольно внушительную сумму денег (иногда фотосессия обходится клиенту в сумму около 10 тыс. рублей). «Некоторые люди не понимают отличий между фотографами разного уровня. Многие готовы заплатить меньше, хотя это сразу заметно по работам. Когда мы открылись, у нас был ценник значительно выше среднего по городу — мы изначально ориентировались на людей, у которых есть деньги и которые готовы потратить их на качественное фото. Долго не ощущали на себе кризиса, но к февралю он дошел и до нас, после чего нам пришлось снизить прайс почти вполовину, и по этой цене мы работаем до сих пор», — объясняет один из совладельцев фотостудии OK Camera Виталий Валишевский. При этом игроков, предлагающих услуги низкого качества по невысокой цене, как утверждают фотографы, очень много. «Большой проблемой новосибирского рынка является низкий уровень его участников, — говорит фотограф Альберт Плехов. — Одним словом, провинция».
Еще одна проблема провинции — сложности с приобретением профессионального оборудования. Большинство фотографов работает на китайской технике; тем же, кто предпочитает европейскую, приходится ехать в столицу.
По словам владельцев фотостудий, для того чтобы открыть свою компанию с нуля, требуется достаточно большой объем вложений — от 500 тыс. рублей. В эту сумму включаются расходы на оборудование, аренду помещения и его ремонт. Однако вернуть эти деньги очень проблемно: в среднем студия окупается не раньше, чем через полтора–два года. Оборот фотостудии нестабилен, среднемесячный объем выручки не может назвать почти никто из опрошенных экспертов. Как сообщила Ева Шафран, студия может заработать от 50 до 100 тыс. рублей в месяц на студийной съемке и от 150 тыс. рублей, если в «свадебный» сезон мастер работает на выездных фотосессиях. Впрочем, у разных фотографов суммы могут отличаться в зависимости от места, где арендуется помещение, и имиджа компании.
Кроме того, работникам фотобизнеса теперь приходится существенно расширять список предоставляемых услуг. «Подавляющее большинство заказчиков не хочет получать только фотографии — им нужен готовый продукт. Они уже не обращаются в рекламные агентства, которые работают как посредники и накручивают свой процент, — считает Андрей Скат. — Это некое перерождение современного фоторынка. Потихоньку учимся разрабатывать для клиента всю необходимую визуализацию с учетом слогана, логотипа и прочих деталей. В будущем большинство фотостудий либо исчезнет, либо будет вынуждено таким образом диверсифицировать свою деятельность. Но тут мало быть просто профессиональным фотографом — необходимо разбираться в рекламном бизнесе, в конце концов, просто быть образованным человеком». Некоторые фотографы сами решают расширить сферу деятельности — например, студия ОК Camera, изначально созданная двумя фотографами, теперь оказывает услуги видеосъемки, имеет в штате дизайнеров и программистов.