Арт-директор компании Cinema Kind Игорь Супрун из Новосибирска: «Наш рынок практически не имеет локализации»

Параллельно продюсерскому буму, который сейчас переживает российское кино, ускорилось и развитие кинопрокатной сети. Причем этот рынок развивается такими темпами, что опережает собственное «самосознание»: его аналитическая база, фонд маркетинговых и управленческих технологий формируются самими участниками, можно сказать, на лету. О текущих тенденциях этого бизнеса и его развитии корреспонденту рассказывает арт-директор компании Cinema Kind Игорь Супрун из Новосибирска.
Интервью Игорь Супрун
— Игорь, каков вектор развития Cinema Kind?
— Изначально Cinema Kind была кинопрокатной компанией. Сейчас же мы постепенно уходим от регионального кинопроката в сферу открытия и реконструкции кинотеатров. И городская, и региональная наша политика в первую очередь связана с этой деятельностью. Сейчас наша сеть включает шесть кинотеатров — пять в Новосибирске и один в Бердске. В работе — кинотеатр в Кемерове, в новом комплексе «Променад». Кстати, это самое актуальное направление — создание кинотеатров в торгово-развлекательных центрах. Это вполне закономерно: в ТРЦ человек получает весь комплекс услуг сразу — и шопинг, и отдых. Первый мультиплекс у нас открылся в ТРЦ «Альфа». Были опасения, что люди не поедут так далеко, ведь рынок не стопроцентно предсказуем.
— И что получилось?
— По сравнению с другими кинотеатрами Новосибирска работают отлично. Конечно, всегда хочется большего. Прежде всего — чтобы народу было больше. Поскольку «среднерыночная» наполняемость залов держится на уровне 30%, аншлагов стопроцентных нет.
То есть 30% — это максимум?
— Планка максимума поднимается, поскольку появляются новые зрители и новые кинотеатры. Причем появление новых кинотеатров отнюдь не ведет к «размазыванию» аудитории, как иногда думают. Приток зрителей увеличивается, отдаленные районы тоже включаются в рынок.
— Какой кинотеатр из шестерки компания считает флагманским?
— В принципе, мировая или российская премьера проходит во всех кинотеатрах. Хотя, если говорить о кинотеатре «Горизонт», то в последнее время он переходит в статус площадки второго экрана. То есть берет картину не со дня общей премьеры, а недели через две. Это вполне логично — он локальный по значению, так что там нет особого смысла прокатывать фильм со дня премьеры. Тут вступает в действие не только коммерция, но и нюансы отношений с московскими прокатчиками. Мы наши кинотеатры между собой не сравниваем. Все они разные, все имеют свои особенности, нюансы концепции. Например, в «Пионере» сделан акцент на работу с детьми, здесь есть педагог-методист, который проводит специальные праздники. Конечно, нынешний «Пионер» полностью детским уже не является, поскольку работает допоздна, в «недетское» время идут и фильмы ужасов, и эротика. И все-таки некая направленность в детскую сторону заметна.
— А как вы оцениваете место в сети «постсоветских» однозальных кинотеатров?
— Да, один зал — это, увы, объективная архитектурная реальность гооворит Игорь Супрун из Новосибирска. Он в другую эпоху строился, и омолодить можно только средствами дизайна. Многозальность, к которой сейчас стремятся кинотеатры, — не просто планировочная мода, это имеет четкую коммерческую мотивацию. Фильмов надо показывать как можно больше, с одним залом это трудно. Чем больше залов, тем лучше и для зрителя, и для прокатчика. Например, в «Континентах кино» могут демонстрироваться до десяти фильмов одновременно. В один день можно посмотреть десять разных кинокартин, если, конечно, хватит выносливости. Кроме того, дистрибьюторские компании и открыто, и подспудно ориентируют прокатчиков именно на формат мультиплекса. Например, бывают фильмы-блокбастеры, по которым оговариваются условия эксклюзивного проката. То есть этот фильм должен идти на широком экране недели две, непрерывно. Естественно, однозальный кинотеатр в этом случае проигрывает. К слову, «Горизонт» тоже имеет один зал, но у нас есть проект его дальнейшего развития. Уже в этом году «Горизонт» станет развлекательным комплексом обещает Игорь Супрун из Новосибирска. Там будут и различные дополнительные услуги, и игровые автоматы-симуляторы. Это должно привлечь жителей Дзержинского и Октябрьского районов. Есть планы устроить там телебар со спортивным вещанием. В общем, будем превращать «Горизонт» в многофункциональный центр досуга, каких в этой части Новосибирска как раз и недостает.
— Когда «Горизонт» готовился к открытию, Интернет был переполнен «трепетом ожидания». Чем был обусловлен такой ажиотаж?
— Видимо, ностальгической магией старой марки. Все-таки «Горизонт» — кинотеатр, давно вписанный в жизнь города, многие помнят его с детства. Он некоторое время был ночным клубом, это не самое лучшее «амплуа» для кинотеатра, поэтому жители среднего и старшего возраста ждали возрождения «Горизонта» с особым подъемом. Для них это знаковое событие, они ждали возвращения культуры в их район хотя бы в виде кинотеатра. Примечательно, что датой открытия очень интересовались пенсионеры, хотя принято считать, что для пенсионеров современное кино не актуально.
— Какова специфика мультиплекса в торговом центре?
— Создание кинотеатра в торгово-развлекательных комплексах принципиально отличается от реконструкции старых кинотеатров. Старые здания устарели не только физически, но и морально. Современные стандарты кинопоказа требуют уже других технологий, в том числе и в строительстве. Торговый центр позволяет создавать кинотеатр «с нуля» — тут легче планировать залы, проходы, бары, легче обустраивать кинотеатр по современным стандартам. В мультиплексе «Континенты кино» применен новый стандарт планировки кинотеатров, единая киноаппаратная на пять залов позволяет при необходимости показывать один и тот же фильм во всех пяти залах. То есть любой блокбастер такой кинотеатр готов «встретить во всеоружии».
— Кинотеатр и ТРЦ — в чем принцип и выгода их симбиоза?
— Известна общемировая формула: 95% зрителей кинотеатра отправляются побродить по торговой зоне ТРЦ и становятся покупателями магазинов. И только 5% людей, пришедших в ТРЦ ради шопинга, становятся зрителями расположенного в нем кинотеатра. Так что кинотеатр — якорный арендатор ТРЦ, и всему центру его наличие интересно. В свою очередь мы привлекаем покупателей в торговую часть центра: у человека, пришедшего в кино, есть запас свободного времени либо до, либо после сеанса. И это время он готов потратить на прогулку по магазинам. Если же человек пришел в ТРЦ за конкретной покупкой, например, за бытовой техникой, кино он потом вряд ли пойдет смотреть. Кинотеатр — эффективный магнит торгового центра. Есть динамика в понимании этого. Так, нам регулярно поступают предложения разместить свои мультиплексы в ТРЦ, которые строятся сейчас и будут запущены в 2006–2008 годах. Большинство девелоперов уже не мыслит своих ТЦ без мультиплексов. Обращаются к нам не только с предложениями о партнерстве, но и за консультациями по этой теме. Именно с форматом мультиплекса в ТРЦ мы выходим в регион: наш трехзальный кинотеатр будет в новом кемеровском «Променаде», который сейчас готовится к сдаче.
— Каков рациональный максимум количества залов и рациональный минимум?
— Минимум — три зала. Это стандарт «Планеты кино» и «Пионера». А максимум для Новосибирска пока неизвестен. Его будем определять эмпирически. Пока неизвестно, каков предел «зальности», какой мультиплекс способен принять рынок. Во всяком случае, тенденция к увеличению числа залов и метража очевидна. Пять — точно не предел.
— Каковы ожидания от «Седьмого неба» в сравнении с «Континентами кино»?
— «Континенты кино» находятся на большом отдалении от центра Новосибирска, а у площади Калинина все-таки другие параметры. Думаю, окупится новый мультиплекс достаточно быстро. В принципе, район площади Калинина неплохо обжит торговлей, но мало освоен развлекательной индустрией. Между тем у этого района большие перспективы: пересечение множества людских потоков, хорошая транспортная привязка и к центру, и к периферии. В общем, очень привлекательный транзитный район.
— Каков уровень рентабельности в этом бизнесе?
— Кинотеатр окупается за пять-семь лет, это проект достаточно затратный. Инвестиции ведь не сводятся только к установке кинопроекторов и развешиванию стереоколонок по стенам. На архитектурно-строительном уровне тоже требуются большие вложения. В многозальных кинотеатрах звук не должен проходить из зала в зал. Если речь идет о кинотеатрах в торгово-развлекательных центрах, звук не должен проникать в торговые залы. В среде кинопрокатчиков есть поговорка, что у мультиплексов золотые стены. В какой-то мере это правда: звукоизолирующие материалы покрывают всю кубатуру кинотеатра — стены, пол, потолок, и материалы это недешевые.
— Динамика окупаемости зависит от типа локализации кинотеатра?
Игорь Супрун креативный директор
— Для каждого кинотеатра все индивидуально. Они разные по доходности в зависимости от места. Наши кинотеатры объединены в сеть, а сетевая структура, как известно, имеет определенный запас прочности. Мы придумываем различные рекламные кампании, поддерживающие акции для тех кинотеатров сети, куда ходит меньше народу. При этом у нас больше возможностей для тематической широты, нежели у однозальных одиночных кинотеатров. С большой сетевой компанией прокатные фирмы общаются более благожелательно. Так что, говоря словами одного блокбастера, «размер имеет значение».
— Кинотеатр «Орион» — тоже иногородний элемент сети, он бердский. Есть ли специфика у этой площадки?
— «Орион» специфичен в той же мере, в какой специфичен сам Бердск. «Орион» основные сборы делает за выходные. Он живет в ритме города: большинство бердчан работает в Новосибирске, но досуг они проводят, как правило, у себя. Кроме того, там рекламные технологии иные, нежели в Новосибирске. Можно сказать, они экономичнее. Поскольку отсутствует такая статья, как реклама самого кинотеатра. Рекламируются конкретные фильмы, сам же кинотеатр в рекламе не нуждается вообще — он в Бердске единственный.
— К слову, о рекламе. Каков ее арсенал?
— Пожалуй, именно в кинобизнесе самый богатый рекламный инструментарий. Какое средство приоритетное, категорично сказать нельзя. Методом проб и ошибок изучаем эффективность всех рекламных форматов — и «наружки», и медиарекламы. У нас есть собственная пресса — газета, журнал, официальный сайт о кино. Собственная пресса — фактор независимости от других СМИ. Стилистику рекламы периодически меняем, чтобы зрительское восприятие не «замыливалось».
— Как вы оцениваете роль Интернета?
— Сайт для нас — инструмент маркетинга. Поскольку он интерактивный, мы многое узнаем от зрителей напрямую и можем адекватно реагировать. Сайт очень эффективен как инструмент рекламы. Наши постоянные зрители, пользующиеся Интернетом, к сайту обращаются регулярно — узнают репертуар, новости, сведения о каких-то сервисных предложениях. Мы заметили, что большую часть информации наши постоянные зрители получают из нашей же прессы, а не из «внешних» СМИ.
— Что можно сказать об уровне конкуренции?
— До жесткой конкуренции на нашем рынке пока далеко — говорит игорь Супрун. Новосибирск еще не охвачен на 100%. К «крышечке» этот рынок подойдет не скоро, и благодаря сетевой структуре мы чувствуем себя достаточно уверенно. Остальные кинотеатры разрозненны и каждый выживает самостоятельно — у каждого своя рекламная политика, своя прокатная. У нас есть такой тезис: «Все, что говорится о кино, — это хорошо. И неважно, кто это говорит — партнеры или конкуренты». На этом рынке не должно быть тишины. Чем больше на нем движения, тем лучше всем его участникам.
— Как новосибирский кинорынок выглядит в федеральном контексте, какой город может дать для него прогнозную модель?
— Прогнозной моделью для Новосибирска может быть только Москва, где сейчас действует более 60 кинотеатров. Вот у них, пожалуй, ситуация уже близка к насыщению. Кстати, специфика кинорынка в том, что любой крупный город России может быть репрезентативной моделью для других городов-миллионников. Лица московского, екатеринбургского или новосибирского зрителя, как правило, схожи. Аналитические матрицы универсальны — гендерно-возрастной состав, периодичность посещения кинотеатров. Если в консюмерской сфере, на рынке одежды, обуви есть какие-то «местечковые» проявления, то кино — это тот рынок, который практически не имеет локализации. Особенно для городов крупных, вроде Новосибирска. В нашем бизнесе объектом сравнения чаще оказываются не ближайшие города-соседи Томск или Омск, а Москва и Петербург.
— Сейчас модно говорить о приходе в Сибирь московских киносетей — то со страхом, то с воодушевлением. А как Art Science Cinema относится к этой перспективе?
— Пришествия москвичей мы ждем спокойно. О приходе на новосибирский кинорынок уже заявили многие столичные компании. В частности, Никита Михалков говорил, что собирается строить у нас свои кинотеатры, есть планы и относительно мультиплексов в ТРЦ, которые инвестируют московские девелоперы. Безусловно, расклад сил изменится. Но мы уже достаточно сильны, чтобы экспансии не бояться. Думаю, приход московских операторов окажет тонизирующее воздействие.
— Насколько выгодно заниматься кинобизнесом в Новосибирске?
— Скорее интересно, чем выгодно. Это не только бизнес, но еще и хобби. Огромных денег он не приносит. Кинотеатры-банкроты — наглядное тому подтверждение. В нашей сети основная прибыль идет от продажи билетов, все дополнительные услуги, которые есть в кинотеатрах, — это в первую очередь не бизнес, а создание атмосферы. Бары, сувенирные киоски — это «фишки», а не источники денег. Была попытка ввести сугубо коммерческую составляющую — точки по продаже лицензионной видеопродукции, но это большой прибыли не приносило. Потому что люди в кинотеатр все-таки идут ради фильма, а не для того, чтобы что-то покупать, кроме поп-корна и колы. Потом мы эти киоски свернули и увеличили количество баров. Теперь их в каждом кинотеатре не менее трех. Нормальное число на случай аншлага.
— Один московский кинодеятель с веселым цинизмом говорил: «Сейчас сервис вытянет любой самый завальный фильм». Как вы оцениваете такую точку зрения?
— Я с таким подходом не согласен, причем опираюсь на практические опровержения. Например, в Америке и Европе сопутствующий сервис сведен к минимуму: зрителя ничто не должно отвлекать от фильма. Идея о том, что в кинотеатре нужно нагромоздить как можно больше сервисов, — сугубо доморощенная. Есть мнение, что русскому человеку хочется получить от любого заведения максимум удовольствий. Но это не так! Правило «Хлеба и зрелищ!» нельзя абсолютизировать — это может породить совершенно чудовищных «кентавров». Надо искать золотую середину, но с внятным акцентом на концептуальном стержне. Для нас все-таки главное — кино. Потому у нас, например, все игровые автоматы без денежного выигрыша. Хочешь азарта — пожалуйте в казино. Кстати, и к фуд-кортам в кинотеатрах лично я отношусь скептически. «Киношная» еда — это снеки, кола и поп-корн. Более «глобальные» предложения логичны для ресторана или кафе. Соревноваться с ресторанами в обилии пищевых сервисов мы не намерены. А зачем? Пусть людей кормят те, для кого это профессия. Наша профессия — кино.

Comment section

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *