Визит примадонны

На сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета спела легендарная певица Монтсеррат Кабалье. Выступление примадонны состоялось в рамках гастрольного тура по России, организованного по случаю 30-летия Николая Баскова. Огромный зал приветствовал великую Кабалье стоя. Великая Монтсеррат Кабалье покорила новосибирскую публику. Фото Евгения ИВАНОВА Визит примадонны в Сибирь — событие экстраординарное. Хотя Монтсеррат Кабалье — довольно частый гость в России начиная с 70-х годов прошлого века, когда она пела во время гастролей театра «Ла Скала». С тех пор она неоднократно посещала нашу страну, а в начале 90-х годов уже совершала поездку на поезде по России. Имя Кабалье знают даже те, кто не очень хорошо разбирается в опере и путают бельканто с Бельмондо. Великая испанская певица Монтсеррат Кабалье принадлежит к плеяде самых значительных вокалистов ХХ века — может быть, сегодня только Доминго и Паваротти имеют сравнимый легендарный статус. 73-летняя примадонна и сейчас продолжает выступать, а также занимается организацией благотворительных концертов, проводит вокальный конкурс своего имени и воспитывает учеников. Точнее, одного ученика — поскольку Монтсеррат во всех интервью подчеркивает, что других учеников, кроме Николая Баскова, у нее нет. Испанская дива познакомилась с ним в 2000 году на концерте в Санкт-Петербурге, услышала его записи и предложила молодому певцу, который тогда об оперной карьере всерьез не думал, спеть с ним дуэтом что-нибудь из оперного репертуара; они спели Ave Maria Масканьи. Собственно, с этого и началась оперная карьера Баскова. Нынешний тур начался в Испании — там певец выступил на оперном фестивале «Голоса Монтсеррат Кабалье», затем был концерт в Греции, а российская часть тура началась с Красноярска, где концерт состоялся 28 октября, чтобы продолжиться в Новосибирске, Тюмени, Екатеринбурге и Москве и завершиться в Санкт-Петербурге. Согласившаяся поддержать своего ученика, Монтсеррат Кабалье пригласила участвовать в концертах и свою дочь Монситу (Монтсеррат Марти), тоже выбравшую стезю оперной певицы. Монсита для этого тура даже прервала свой медовый месяц. Также в туре участвует и молодой баритон Олег Ромашин, выигравший вокальный конкурс, который Кабалье организовала в Барселоне. Новосибирская публика знает его по спектаклям НГАТОиБ. Басков тоже не в первый раз в Новосибирске. Более того, шесть лет назад, в самом начале своей оперной карьеры, он пел на сцене нашего театра Ленского в опере «Евгений Онегин» — и уже тогда его завалили цветами и дорогими подарками. В Новосибирск Кабалье и ее «свита» прибыли 29 октября и уже после обеда были в театре, чтобы познакомиться с акустикой зала и уточнить детали, а на следующий день провели репетицию с оркестром. Надо заметить, что в Красноярске (а также в Екатеринбурге и Тюмени) артистам пришлось выступать под рояль, тогда как в Новосибирске, Москве и Питере — концерты в полном формате, с участием хора и оркестра. Впечатляющая деталь, много говорящая как о статусе гастролеров, так и возможностях новосибирского оперного: два автомобиля Mercedes с тонированными стеклами, черный и белый, въехали через склад декораций прямо на сцену и стояли за кулисами в ожидании примадонны. Концерт, как и ожидалось, собрал полный зал. Публика в театр, как показалось, пришла не совсем та, которая обычно посещает оперные спектакли. Те, кто пришли услышать от Баскова «Шарманку», не были разочарованы, хотя большая часть программы концерта состояла из серьезной оперной классики: из произведений Верди, Массне, Гуно, Бизе. Роль конферансье взял на себя Николай Басков — и первой представил публике великую Монтсеррат Кабалье. Зал встал, приветствуя легендарную диву. Концерт проходил подчеркнуто строго, без лишней эстрадности, лишь в финале, к «бисам», участники позволили себе отрепетированно покуражиться: Басков, Кабалье и Монтсеррат Марти сделали вид, что не смогли вовремя начать, смеялись и переговаривались с дирижером Павлом Сорокиным. Дескать, звезды тоже ошибаются. Ошибка, однако, была хорошо отрепетирована — в Красноярске на концерте случилось то же самое, что дало повод не понявшим юмора журналистам всерьез писать о том, что Кабалье не попадала в ноты. Излишне говорить, что с певицами такого уровня случайных казусов не бывает. Разумеется, голос у Кабалье уже не тот, что был, что вполне естественно, но вряд ли у кого повернулся бы язык упрекнуть примадонну — надо быть благодарными уже за то, что она согласилась петь в этих концертах. Вообще, о качестве вокала говорить в случае этого концерта можно только приблизительно, поскольку звезды пели в микрофоны — а это совсем другое дело. Есть, правда, и другое мнение: весь концерт — это профанация высокого искусства, поп-оперное шоу, к настоящей музыке отношения не имеющее. Что ту же самую программу солисты нашего театра исполнили бы как минимум не хуже. В таком суждении есть свой резон, но стоит заметить, что публика, впервые пришедшая в новосибирский оперный на Баскова, возможно, расслышала не только голоса звезд, но и блестящий оркестр и великолепный хор театра, которые были полноправными соавторами успеха и получили свою долю оваций. Может быть, кто-то снова придет в театр уже из-за этого. Что совсем неплохо.

Comment section

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *