«МХАТ уедет, а мы останемся,» – сказал две недели тому назад один известный в Новосибирске актер. Вот и уехал МХАТ. Не было его в городе Новосибирске
Зато мы-то теперь знаем, что это за явление такое, из чего произрастает. Вовсю налюбовались звездными теле- и кинолицами, набрали автографов, чтобы друзьям-детям-внукам показывать, купили по шикарному буклету за 150 рублей (цена входного билета на спектакль большой сцены), обросли впечатлениями монументальности, столичности. Увидели настоящий театр. Впрочем, может ли театр вообще быть ненастоящим?
К
«Чайка» «№ 13»
– Ну чего вы меня, как Путина, общелкиваете ?! – Миронов хохочет и смешно съеживается под пулеметной дробью фотовспышек. Говорит легко и доверительно. Не смеется над глупыми вопросами. Не ехидничает. Не издевается. По крайней мере, хотя бы хорошо это скрывает. Что ж, если и так – то только в плюс как актеру. И просто воспитанному человеку. С этим человеком хочется «говорить-говорить-говорить». «И все». А потом на сцене появляется эта легкая обаятельная пластика.
Треплев «читается» в каждом движении, потому как все движения «говорящие». Когда он на сцене – оторвать от него взгляд просто невозможно. Боишься что-нибудь пропустить. Любовь, потерянность, вспышка детской обиды, младенческое недоумение – «отобрали игрушку», слабые попытки сопротивления, эмоциональная опустошенность в четвертом акте и педантичность смертника – перед последним выстрелом нужно навести на столе порядок, – все это легко прочитывается, потому как сделано выпукло, но не вульгарно. А просто, по-человечески. Без лишних жестов и ненужной «неврастении».
– Режиссер Николай Скорик руководил возобновлением «Чайки», которую мы вам привезли. А я снимался тогда в «Идиоте», Мышкиным, и продолжал играть роли: Треплева здесь, Карамазова в «Современнике» и так далее. И режиссер мне сделал замечание. Он мне сказал, что Треплев как-то стал «чересчур Треплевым»: Безусловно, влияние Мышкина есть и без него невозможно. Сейчас тоже вспомнил: был как-то на гастролях в Екатеринбурге с «Борисом Годуновым» и «Гамлетом». Играли сначала «Годунова», а потом «Гамлета». И в «Годунове» у меня рука, как в принципе и написано Александром Сергеевичем, она такая… сухая чуть-чуть. И весь спектакль я с такой рукой. И потом, после «Годунова», я играл в цирке на 2000 мест «Гамлета». И отыграв первые две сцены, мне товарищи что-то стали показывать глазами. Оказалось, что я примерно тридцать процентов спектакля играл «Гамлета» с «больной рукой». Эта самая физика запоминается и хоть ты что! А тут, в «Чайке», от Мышкина остается… правда какая-то, что ли.
Вместе с Авангардом Леонтьевым оба актера составляют просто первоклассный комедийный дуэт в спектакле «№ 13». Слышала, что кому-то не понравился «№ 13». Дескать, легковесно, где же серьезность, где же «мировая душа»? , странно слышать такие рассуждения применительно к комедии положений. С моей точки зрения, комедия просто блестящая – три часа хохота. Причем хохота легкого, не натужного, из того разряда, когда на душе становится светло. Потому что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО смешно. Хочется сказать большущее спасибо всем, кто делал этот спектакль (особенно режиссеру Владимиру Машкову) за три часа смехового релакса, думается, от всех тех, кто дважды забивал до отказа зрительный зал ДКЖ.
Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко
В то время, как театр «Старый дом» представлял Новосибирск в Санкт-Петербурге на втором международном фестивале «Театральный остров» (приглашены были всего два российских театра – «Старый дом» и «Театр.Doc» со своим знаменитым «Кислородом»), к нам «в обмен» приехали гости из «северной столицы» – актеры из Санкт-Петербурга Михаил Пореченков и Константин Хабенский. Приехали не просто так, а с МХАТовской «Утиной охотой». О самой пьесе Вампилова хочется сказать отдельно.
Прошлогодняя премьера «Утиной охоты» в «Красном факеле» закончилась пожаром. Суеверно грешили на Вампилова: дескать, пьеса из разряда «нехороших». Мистикой здесь попахивает.
Во МХАТе вот «Утиную охоту» поставили – все в порядке было. И лермонтовский «Маскарад» – тоже все в порядке. И когда Булгакова. «Видимо, это МХАТовские авторы», – сделала вывод директор Художественного театра Мария Евсеевна Ревякина. Константин Хабенский пошутил – дескать, потому и горел «Факел», чтобы лишней конкуренции в плане зрелища не было. А нынешний директор театра «Глобус» Татьяна Людмилина и вовсе рационально посоветовала краснофакельцам «курить поосторожней». Действительно, какая мистика – на дворе ХХI век?
Среди новых российских фильмов для Константина Хабенского открытием стал «Любовник» Валерия Тодоровского.
Я же посреди пресс-конференции тоже сделала для себя кое-какие открытия.
– Просто актер не подводит итог чему-то на сцене, он говорит чужой текст, – добавила Мария Евсеевна. – А журналист, как правило, подводит базу под нечто, что считает сам. Еще и интерпретирует спектакли и режиссуру. «Сам себе режиссер»…
К слову сказать, «режиссером» для журналиста часто является главный редактор.
… Когда двадцать минут, отпущенных на общение, истекли, был задан вопрос о творческих планах. Конечно же банальный, но совершенно по существу. На что было отвечено, что актеры – люди суеверные и потому свои планы никому раскрывать не будут. Спрашивается – а чего мы ждали?
Оказывается
На самом деле «пивной толстяк» Александр Семчев совсем не любит пиво. А любит хорошо (то есть вкусно) поесть. И хороший парфюм. Кому посчастливилось увидеть его на сцене (в «Старосветских помещиках» или хотя бы даже в «Утиной охоте») поняли к тому же, что он вовсе никакой не «толстяк», а очень хороший актер. А еще ему всего 34 года и он тоже из «провинции».
Comment section