Гротеск и лирика

Старейший музыкальный коллектив Новосибирска — Русский академический оркестр — провел в феврале три больших концерта с блестящими музыкантами: солисткой Башкирской оперы Альфией Каримовой, виртуозной домристкой Верой Махан и артистом Большого театра России Валерием Гильмановым. Гильманов — коренной сибиряк. Он закончил Новосибирскую консерваторию, был солистом новосибирской оперы и в составе нашей труппы получил «Золотую маску» за партию в опере Кобекина «Молодой Давид» (постановка Дмитрия Чернякова). В Москве он сначала пел в «Новой опере», а пять лет назад стал солистом Большого театра. Сам Гильманов говорит об этом, цитируя «Бориса Годунова»: «Большой театр — безусловно, главный театр страны, и я про себя в этом смысле могу сказать: «Достиг я высшей власти». Выше уже некуда. Дальше — только за границу, но быть там на правах приглашенного солиста — это уже не то, это не свой «трон». Певец делится своими ощущениями от работы в Большом: «Мне очень нравится отношение дирекции театра к артистам. Не знаю, возможно, старшее поколение певцов, такие как Ирина Архипова, Елена Образцова, воспитали подобное отношение к себе — и теперь традиция продолжается. При этом зрители лучше у нас, в Новосибирске. Ведь Большой театр — всенародный; каждый, кто приезжает в Москву, считает себя обязанным хотя бы для галочки побывать в Большом, пусть в опере толком не разбирается. Здесь же есть своя театральная публика, поклонники, которые постоянно следят за творчеством артистов. Это театральная элита — потому и прием здесь теплее, мягче, и певец чувствует себя уютнее. В Большом этого нет. И если там вдруг прием не теплый, это не значит, что спектакль плохой, значит, просто зашли случайные люди». Программу концерта Гильманов составил вместе с дирижером РАО Владимиром Гусевым: «Я очень рад, что меня в Новосибирске не забыли — Владимир Поликарпович позвонил мне и предложил сделать сольный концерт. «Антиформалистический раек» мы с ним уже исполняли — здесь, на этой сцене, когда я был солистом новосибирской оперы. Романсы для второго отделения я выбрал по своему усмотрению, а идея все первое посвятить Шостаковичу принадлежит ему, специально для этого я выучил «Испанские песни«, о существовании которых, откровенно говоря, раньше не знал». Валерий говорит, что при его несомненном интересе к камерной музыке ближе ему все-таки опера, которая предоставляет больше возможностей раскрыть себя. Так и в концерте он начинал играть сразу, как только музыка давала для этого повод. Главным событием вечера, безусловно, стало исполнение «Антиформалистического райка» Шостаковича. Произведение родилось как горький ответ композитора на печально известное постановление 1948 года, которое единственно верным ориентиром в развитии музыки признавало наследие русских классиков, а поиски Шостаковича в области музыкального языка оценивало как «формализм». Гротеск и сатира — коронные качества музыки Шостаковича; и в «Райке», который он писал, естественно, «в стол», композитор не ограничивал себя ничем. Страшно представить, что бы стало с Шостаковичем, если бы рукопись «Райка» была обнаружена….Бессодержательность речей партдеятелей вызывает подобострастный восторг у «публики» (артисты Камерного хора), «Сталин» поет на мотив «Сулико», главный идеолог «Жданов» ставит неверное ударение в фамилии Римского-Корсакова… Гильманов создал на сцене настоящий камерный театр — бюро, служившее пюпитром во время исполнения «Испанских песен», стало партийной трибуной, микрофон из средства технической необходимости превратился в предмет антуража… Сам певец настолько вживался в образы, что мурашки бегали по спине, когда он угрожающе и разухабисто распевал «Великий вождь нас всех учил…» Ситуация на сцене устрашающим образом резонировала с прошлым Большого зала филармонии, известным раньше как Дом политического просвещения, от того игра становилась еще более убедительной и дикой. Во втором отделении Гильманов, обладатель роскошного глубокого баса, исполнил классические романсы и народные песни, к которым сопровождения лучше народного оркестра не придумаешь. И тут он уже проявил себя не только как характерный певец и актер, но и как тонкий вдумчивый музыкант, не чуждый лирике — переполненные чувством, звучали Каватина Алеко и гимн природы «Благословляю вас, леса» Чайковского. «Мне особенно близки романсы Чайковского и Рахманинова, — говорит Гильманов. — Жаль, что в этом концерте их прозвучит не так много. Нужно было делать переложения для народного оркестра, но времени совершенно не оставалось, так как концерт изначально был запланирован на 11 марта, однако в этот день у меня в Большом театре спектакль, поэтому наше выступление пришлось перенести». Песня Варлаама (эту партию певец исполняет в ГАБТе), «Песня о блохе» Мусоргского, «Ночной смотр» Глинки вновь дали возможность продемонстрировать незаурядное актерское дарование, свободу и естественность поведения на сцене. Публика была заворожена и не могла удержаться от реакций на каждый сюжетный поворот. Народные песни — и включенные в программу, и исполненные на бис — стали подарком для постоянных слушателей РАО и яркой феерической вспышкой в финале. Вечер завершился широким жестом и актом творческого и человеческого признания — Валерий Гильманов попросил зал поприветствовать своего учителя Алексея Левицкого и вручил ему огромный букет. Зал аплодировал стоя.

Comment section

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *