Высший класс В Новосибирске на базе академического молодежного театра «Глобус» состоялся I Форум Ассоциации руководителей драматических театров Сибирского федерального округа (АРДТС) — организации, объединившей 36 директоров ведущих коллективов из Кемеровской и Томской областей, Красноярского и Алтайского краев, республик Бурятии, Хакасии и других территорий округа. В ходе двухдневного обмена мнениями обсуждался ряд проблем — организационных, финансовых, кадровых, творческих. Выяснилось, что сегодня практически все театры в округе испытывают кадровый голод.
Единственное исключение — Новосибирск, где более четырех десятилетий успешно существовало театральное училище, а в июне этого года получат дипломы первые выпускники театрального института. Особенно острый дефицит актеров испытывают малые города. Так, к примеру, труппа Прокопьевского театра драмы очень молода: средний возраст актеров 30–35 лет, и возрастные роли совершенно некому играть. В других труппах, напротив, преобладают актеры пожилого возраста.
Национальные театры обеспокоены тем, что некому и негде обучать будущих артистов, которые, помимо сценического мастерства, должны в совершенстве владеть родным языком. Почти все коллективы страдают от отсутствия достойной режиссуры и объективной театральной критики, недаром во многих театрах отсутствуют главные режиссеры, а приглашенные столичные постановщики, требуя высоких гонораров, не обеспечивают адекватного художественного уровня. В частности, давно нет главрежа в Алтайском театре для детей и молодежи. Его директор Татьяна Козицына рассказала, что выходит из ситуации, ангажируя перспективных начинающих, молодых и талантливых режиссеров и драматургов, для которых творческие амбиции важнее суммы гонорара, потому и результат получается убедительным.
Одна из премьер — спектакль «Прекрасное далеко», выпущенный 25-летним санкт-петербургским режиссером Дмитрием Егоровым, — получила большой зрительский резонанс и была приглашена сразу на два международных фестиваля. Руководитель Ассоциации, директор ГАМТ «Глобус» Татьяна Людмилина напомнила о значении обменных гастролей в деле объединения культурного пространства. И, собственно, подала пример: с 22 по 28 мая на сцене «Глобуса» выступит Кемеровский областной театр драмы имени Луначарского, предоставивший свои подмостки новосибирцам. Подобный творческий обмен ценен как для актеров, так и для публики, поскольку вносит существенное разнообразие в репертуарную палитру — спектакли принципиально разные, не пересекаются. Так, в мае вниманию кемеровчан будут предложены последние премьеры этого сезона: «Русское варенье» Людмилы Улицкой и чеховская «Каштанка», а также такие «хиты» афиши, как «Дама с камелиями» Александра Дюма, «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, «Белая овца» Даниила Хармса.
А в Новосибирск привезут «Шута Балакирева» и «Поминальную молитву» Григория Горина, классического «Банкрота» Островского, современную комедию «Люкс N 13» Рея Куни и «Очень простую историю» Марии Ладо — спектакли, как говорится, обреченные на успех у зрителей. Одним из значительных решений, принятых Форумом, стало намерение реанимировать единственный в регионе театральный фестиваль «Сибирский транзит». Эмоциональный градус дебатам по этому поводу задал председатель Новосибирского отделения Союза театральных деятелей РФ, ректор театрального института, худрук Новосибирского городского драматического театра и президент Гильдии режиссеров Сибири Сергей Афанасьев. «Хватит оглядываться на Москву, наш регион вполне самодостаточен, и «Сибирский транзит» должен стать аналогом, если не альтернативой, «Золотой маске», — заявил он.
Действительно, на фестивальные поездки в столицу затрачиваются колоссальные средства из бюджетов области и театров, а успех в этом году был минимален. Отцом-основателем (автором и реализатором идеи) регионального театрального фестиваля «Сибирский транзит», существующего уже семь лет, является Александр Кулябин, директор академического «Красного факела», прежде возглавлявший оргкомитет, разработавший концепцию и всю документацию — от положения о конкурсе до прав и обязанностей учредителей и судей. В силу ряда обстоятельств он отошел от дел, а количество соучредителей возросло, что губительно отразилось на уровне проведения, на качестве показов, престиже и, соответственно, общественном резонансе, а также породило «размытость» финансирования. Отсутствие предварительной экспертной оценки, формирующей художественную программу, и непредставительное, некомпетентное жюри низвели фестиваль до мелкотравчатых «местечковых радостей», исключающих все то, чем ценна и характерна фестивальная атмосфера: закрытые критические разборы для трупп, публичные и закулисные дебаты, острота духа соревновательности, сознание причастности к современному творческому процессу и заинтересованность в его результате. Все это участники Форума намерены возродить, потому оказались единодушны, подписав резолюцию с ходатайством о включении АРДТC в состав учредителей фестиваля «Сибирский транзит».
Comment section