Новосибирский кинорынок вскоре изменит свою структуру, а поход в кино для новосибирцев обещает стать событием куда более привлекательным и удивительным, чем ранее. Сразу два крупных столичных оператора, претендующих на федеральные позиции на кинорынке, планируют «наступление» на Новосибирск. Готов ли к этому город? Потеряют ли рынок местные одиночные кинотеатры и крупные киноцентры? Что ожидает кинозрителей? На эти и другие вопросы газете «Эпиграф» отвечают представители трех ведущих операторов кинорынка.
Зачем варягам сибирская столица?
В настоящее время доля присутствия крупных компаний на столичном кинорынке близка к насыщению, и многие из них заглядываются на менее освоенные рынки в регионах, в частности, города-миллионники. Обеспеченность кинозалами в стране, исключая Москву и Санкт-Петербург, по мнению экспертов, очень мала: в России на 100 тыс. человек приходится примерно 0,5 зала (для сравнения, в Италии – около 16, в Германии и Великобритании – около 17 залов). «Да, количество не только современных экранов, но даже общее число кинотеатров в региональных городах крайне низкое, – подтверждает директор департамента управления и развития «Синема-парк» Кирилл Иванов. – Новосибирск, исходя из основных параметров города, в состоянии осилить 3-4 мультиплекса формата 8-10 экранов. Но, исходя из основных тенденций развития рынка торговли и развлечений в большинстве городов России (отсутствие какого-либо планирования внутри городов и регулирования городскими администрациями количества и взаимного месторасположения объектов ритейл– и развлекательной недвижимости) – их число будет больше».
Однако для открытия новых кинозалов и современных мультиплексов в Новосибирске недостает подходящих площадок: все старые кинотеатры, бывшие ДК и отдельные залы, подлежащие реконструкции, уже осовременены. А для создания новых арендаторам приходится заключать сделки с крупными девелоперами, возводящими немногочисленные торговые комплексы в центре города, которые тут же перерастают в торгово-развлекательные центры (ТРЦ).
По данным управления культуры мэрии, Новосибирск имеет 6 кинозалов в домах культуры и 7 кинотеатров, два из которых – муниципальные. В 2005 году кинотеатры и кинозалы города посетили 1,1 млн человек.
Девелоперам выгодно заполучить в качестве арендаторов многозальные кинотеатры, так как мультиплекс всегда служит эффективным магнитом для привлечения посетителей в торговые залы. Большинство зрителей до или после сеанса обязательно делают в ТРЦ импульсные покупки. И наоборот, мало кто из посетителей торгового комплекса, приходящих за покупкой целенаправленно, покупает попутно билет в кино. Таким образом, раскрученный мультиплекс способен эффективно обеспечивать свежий приток покупателей в торговый центр.
Несколько подобных сделок были заключены недавно между новосибирскими девелоперскими компаниями и федеральными лидерами кинорынка. Первой в 2007 году откроет свой кинотеатр национальная сеть кинотеатров «Синема-парк». Ее руководству удалось найти площадку в Новосибирске: «Синема-парк» планирует открыть в городе 9-10-зальный кинотеатр на 2,2 тысячи мест. По словам К. Иванова, 9 тыс. кв. м для кинотеатра «Синема-парк» приобрела летом 2005 года в торгово-развлекательном центре, строящемся компанией «Автоярус» в районе площади Калинина. Плановая дата открытия мультиплекса – сентябрь 2007 года. «Пока нами не подписан контракт на отделочные работы и монтаж оборудования. В целом предполагаемый объем инвестиций – около $10 млн», – говорит К. Иванов.
Компания «Синема-парк» учреждена в 2002 году компанией «Проф-Медиа», входящей в холдинг «Интеррос», и «Тритэ» для создания современной сети многозальных кинотеатров, которая будет включать более 150 экранов по всей стране. Компания намерена вложить $120 млн в открытие 12 мультиплексов в российских городах-миллионниках.
Вслед за «Синема-парком» в Новосибирске планировалось открытие собственного мультиплекса «Каро-фильм». В Новосибирске «Каро-фильм» станет арендатором многозального кинотеатра общей площадью 3000 кв. м в торгово-развлекательном центре, который строится на территории Новосибирского металлургического завода им. Кузьмина по ул. Станционная, 28 (застройщик – группа компаний «Эстар»). ТРЦ сейчас строится и будет сдан только в следующем году, но с «Каро-фильм», по данным самой компании, достигнуто предварительное соглашение. Объем инвестиций в новосибирский проект «Каро-фильм» пока неизвестен, однако ранее совладелец компании Леонид Огородников оценивал инвестиции в открытие одного кинозала в $500-600 тысяч, а окупаемость проекта – в 5–7 лет.
В сеть «Каро-фильм» сейчас входят 88 залов в 20 кинотеатрах страны. До конца 2005 года сеть кинозалов «Каро-фильм» была представлена в Москве и Санкт-Петербурге. В 2006 году компания открыла кинотеатры в Нижнем Новгороде и Самаре. Выручка от киноуслуг в 2005 году составила около $100 млн, прогноз на 2006 год – $120 млн. К 2009 году «Каро-фильм» намерена довести общее количество кинотеатров до 200.
Нам не страшен конкурент
Крупнейшая новосибирская сеть кинотеатров «АртСайнс Синема Дистрибьюшн», по словам ее арт-директора Дмитрия Кима, ничуть не опасается прихода конкурентов, заявляя, что места на кинорынке региона хватит всем, а качество сервиса от этого только повысится, так что выиграет в конечном счете зритель. «ДКЖ, «Рассвет», «Космос», «Маяковский» тоже имеют современное звуковое оборудование, хорошие залы и экраны, и поэтому конкуренция существовала всегда, – говорит Д. Ким. – Она ощущается и сегодня. Но у нашей компании есть своя стратегия привлечения клиента: мы сильны, мы едины, можем придумывать и вводить дополнительные сервисные услуги, которые работают и для сети, и для отдельно стоящих кинотеатров».
В настоящее время «АртСайнс Синема Дистрибьюшн» создала у себя систему клубных карт, которых на сегодня 10 видов. Имея клубную карту, зритель может посещать любой из кинотеатров, получать существенную скидку на билеты, участвовать в рекламных акциях компании. Это бесплатное бронирование билетов и бонусные программы, розыгрыш призов среди владельцев клубных карт и (пока в порядке эксперимента) заказ в партнерской сети такси автомобиля к подъезду кинотеатра. Наиболее простая форма бонуса – каждый десятый фильм бесплатно. В Новосибирске компания рекламирует свои услуги через единый интернет-сайт, газету и глянцевый журнал, одновременно создан сервис для абонентов МТС, которые могут узнавать текущий репертуар кинотеатров из sms-сообщений.
Новосибирская сеть кинотеатров Art and Science Cinema Distribution («АртСайнс Синема Дистрибьюшн») управляет пятью кинотеатрами в Новосибирске, одним в Бердске и одним в Кемерове. В планах – еще два кинотеатра в Новосибирске. Интересует «АртСайнс Синема Дистрибьюшн» и Барнаул: в настоящее время ведутся переговоры с группой компаний «Лэнд» о размещении в принадлежащем ей гипермаркете «Алтай» кинотеатра.
В минувшем году «АртСайнс Синема Дистрибьюшн» открыла 5-зальный мультиплекс «Континенты кино» в торгово-развлекательном центре «Континент». На осень 2006 года намечено открытие 7-зального кинотеатра на 600 мест «Седьмое небо» в строящемся на площади Калинина ТРЦ «Калина-центр», однако сдача объекта пока задерживается. По словам руководства компании, недавно заключен договор о размещении 12-зального кинотеатра в строящемся на Троллейном жилмассиве ТРЦ «Континент-3». Д. Ким рассказал, что есть также план в будущем году построить кинотеатр в Академгородке (крайне обделенном в плане кино – его показывает единственный кинотеатр в ДК Академии СО РАН), но пока идет лишь поиск подходящей площадки. По оценкам специалистов «АртСайнс Синема Дистрибьюшн», потребность Новосибирска составляет около пяти многозальных кинотеатров.
Зритель всегда прав
Совсем недавно генеральный директор управляющей компании «Каро-фильм» Игорь Ильчук так прокомментировал политику компании: «Мы выстраиваем кинопрокатную сеть на региональном рынке с учетом его масштабов и требований, однако четко следуем правилу: «кино ради кино» уже не актуально, – ни в столице, ни за ее пределами». Дело в том, что новый зритель хочет не просто смотреть кино с комфортом, но и покупать, поедать, лицезреть шоу, участвовать в играх, доставлять удовольствие себе и близким. В общем, быть не просто зрителем, а участником событий. Это меняет многое. Теперь, когда дело касается качества изображения и звука, кинотеатральные сети не идут на компромиссы: если звук – то объемный, по технологии Dolby Digital & Surround и Digital Art, который позволяет ощутить эффект полного присутствия, если кресла – то повышенной комфортности.
«Синема-парк», к примеру, предъявляет к кинозалам требования соответствия всех ключевых параметров мировым стандартам качества лучших мультиплексов. Кресла конструируются специально по заказу итальянской компанией Lino Sonego, а некоторые кинотеатры оборудованы приспособлениями для слабослышащих людей и местами для лиц с ограниченными физическими возможностями.
Кинотеатры становятся центрами развлечений, а премьеры перерастают в разноплановые шоу.
К примеру, премьера лета «Пираты Карибского моря – 2: Сундук мертвеца» в кинотеатрах той же «Синема-парк» сопровождалась в Москве показом живых леопардов и крокодилов, в концертной программе было метание ножей, бои на мечах, а в Питере гостей угощали блюдами морской кухни – огромными моллюсками, креветками, мидиями и осьминогами. Напитки разливались исключительно из дубовых бочек, были каскадерские трюки, драки между пиратами и подарки для зрителей.
На премьере нашумевшего «Кода да Винчи» в фойе кинозалов звучала классическая музыка и играл инструментальный квартет, гостей встречали девушки и юноши в оригинальных одеждах с элементами постеров и афиш фильма. Вся премьера шла под настроение эпохи Возрождения.
Новосибирск же за редким исключением не миновала лишь распространенная западная тенденция кинобаров со ставшим уже непременным ассортиментом из карамельного поп-корна, напитков, сладостей, пива, чипсов и сэндвичей…
О вкусах спорят
Как выяснилось, о вкусах кинозрителей все же спорят в кулуарах кинопрокатных компаний и на традиционных кинопоказах. Хотя бал по-прежнему неумолимо празднует высокобюджетное (от $100-130 млн) и кассовое (от $500 млн) кино. Притом день ото дня растет число зрителей, предпочитающих индивидуальное время, питание, сеанс при посещении кинотеатра. Столичные кинотеатры это учитывают, предлагая специальные vip-программы, Новосибирск же радует иногда разнообразием своего репертуара «АртСайнс Синема», предлагая в Синем зале «Планеты Кино» редкие артхаусные фильмы, рассчитанные на немногочисленную аудиторию киноманов-любителей режиссерских изысков и изюминок.
«Судьбу показа у нас решает прокатный отдел, в обязанности которого входит посещение показов и просмотр фильмов, – поясняет Д. Ким. – Как правило, фильмы предлагаются пакетами, которые формируют дистрибьюторы – «Каро», «Парадиз», «Гемини филмз» и другие. Однако всегда главенствует компромисс: в довесок к блокбастеру выбираются фильмы послабее. Все зависит от дополнительных условий…».
Культура походов в кино в России была всегда, но сейчас отношение к современному кино формируется заново. У нашего зрителя самые разные вкусовые предпочтения, но, как правило, люди в большинстве своем хотят, чтобы кино было как можно дешевле. Приход столичных варягов как раз может повлиять на снижение стоимости билета. Купила я две коробочки мармелада “Фикус”, начитавшись восторженных отзывов. Заказывала через сайт совместных покупок, впервые увидев, была в восторге! Посмотрим, что предложат нам новые мультиплексы в качестве репертуарной и сервисной начинки.
Артхаус – это не то же самое, что авторское «кино не для всех». Артхаус – это кино новой зрелищности, и в таком формате вбирает в себя и тарантиновское «Криминальное чтиво», и «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Тома Стоппарда, и «Мертвец» Джима Джармуша. Смотреть артхаус – это всегда работа. Он ставит перед зрителем задачу, лишая его священного права на попкорновый расслабон. Артхаус приказывает шевелить мозгами, причем заставляет это делать не абы как, а в навязанном фильмом ритме. Смотреть артхаусные фильмы не всегда уютно, иногда мучительно, но всегда небесполезно.
Екатерина Федорова
Comment section