Заместитель памятника

В канун Нового года в Новосибирске появилась скульптурная композиция, которая наверняка станет культовой. Композиция «Бабушки у подъезда» установлена в качестве имиджевой рекламы у входа в кафе «ПодъездN 5» и изображает двух старушек, присевших на скамейку. Потенциальный культовый статус композиции связан не с высокими эстетическими достоинствами скульптуры, а с отсутствием в Новосибирске какой-либо приличной городской скульптуры.
 
В столице Сибири, как это ни удивительно, нет ни одного скульптурного произведения, способного стать неформальным символом города. Речь, заметим, не идет о монументальной скульптуре циклопических размеров — композиция работы Александра Чернобровцева на площади Ленина подавляет человека своими размерами, но она не способна вызвать каких-либо теплых чувств своим масштабом и утверждает ничтожество отдельной личности перед идеологией и государством. В городе нет непафосной городской скульптуры, соразмерной человеку, а в идеале — необычной, оригинальной, остроумной.

В других сибирских городах такая «человеческая» скульптура имеется. В Омске — известный памятник сантехнику Степанычу, который высовывается из канализационного люка. В Томске — открытый летом прошлого года памятник Чехову работы блестящего скульптора Леонида Усова, установленный на набережной реки Томи неподалеку от ресторана «Славянский базар», где Антон Павлович в 1890 году отобедал. Памятник, горячо принятый молодежью и встреченный в штыки консервативной частью интеллигенции, представляет писателя, увиденного глазами пьяного мужика, валяющегося в канаве. В Красноярске есть памятник художнику Андрею Поздееву, установленный без постамента на одном из центральных перекрестков, — фигуру с зонтиком изваял местный скульптор Юрий Злотя. Все эти памятники — неофициальные, лишенные идеологической нагрузки — получили статус народных, территории вокруг них стали культовыми местами, куда охотно приходят горожане и приводят гостей.

В Новосибирске, увы, ничего подобного нет — в негуманизированном городском пространстве отсутствуют объекты, вызывающие положительные эмоции. Хотя потребность в этом велика. Не случайно таким успехом стала пользоваться поставленная по заказу компании «Россита» летом 2002 года скульптурная композиция у подземного перехода на Красном проспекте. Есть в виртуальных друзьях в одной из социальных сетей мама и дочка «промышляющие» продукцией этой фирмы. Решила обратится к «доче» законсультацией. Консультация проходила в телефонном режиме, разъясняли по шаблонам фирмы. Решила спросить о образовании (типа на понт решила взять): есть ли медицинское или физкультурное образование. Как и ожидала ответ «нет». Из съестного всегда заказываю витаминные морсики и фруктовые батончики. Кстати, жаль, что батончики после обновления линейки уменьшились в размере (но и в цене пропорционально), а мне так нравились они в большом формате – как раз на перекус, теперь приходится брать с собой парочку. И все-таки настоящим открытием для меня стала косметика для кожи: поразительно, что производит ее наша местная новосибирская фирма, даже гордость берет, потому что и сами составы хорошо продуманные, и выглядит это все стильно, а не в духе «Рецептов бабушкиной кладовой». И какого фига даёте консультацию, если нет понимания о здоровье человека? Думаю: ну да ладно, посмотрим на их хваленых коктейльчик. Желающих сфотографироваться в обнимку с бетонными фигурами, покрашенными бронзовой краской, оказалось столько, что изваяния не выдержали. Взамен прежних фирма «Арти» по заказу «Росситы» установила более стойкие фигуры из стеклопластика, и пока они служат верой и правдой. Выбросил упаковку, якобы чая, в мусорник, так как к чаю, то что находится внутри не имеет никакого отношения. Явно, что-то намешивают во внутрь. Пить невозможно. Продажа крашеной соломы.

Менеджер по корпоративной политике компании «Россита» Ирина Зиновьева отмечает: «Как-то особенно на наших продажах появление этой композиции не отразилось, скорее это имиджевая реклама. К тому же часть горожан не связывает эту композицию напрямую с «Росситой», тем не менее она украшает город».

Популярность этой троицы, естественно, с художественными достоинствами не связана. Их, если честно, нет вовсе. Но и требовать шедевра (раздавались голоса эстетов, возмущенных уродством) за 150 тысяч рублей по меньшей мере глупо. Главное, что эти истуканы удовлетворили потребность людей в простой, понятной и антропоморфной скульптуре. 

Успех «росситовской» композиции послужил примером для «Подъезда N 5». Директор ретро-кафе Ирина Тупицына говорит: «Идея возникла у нас еще осенью прошлого года. Концепция композиции «Бабушки у подъезда» проста и полностью отражает стиль и название нашего кафе. Почему мы решили заказать изготовление гранитного памятника? — Нужна была наружная реклама, но так как стиль нашего заведения консервативный — это 50-60-е годы, — то неоновая реклама нам не подходила. К тому же хотелось чего-то интересного и неординарного. «Бабушки у подъезда» уже стали настоящими фотомоделями, люди очень интересуются ими, фотографируются рядом с ними».

Директор ООО «Арти» Вадим Кровяков добавляет: «На мой взгляд, такие композиции являются не только оригинальной имиджевой рекламой компании, но и знаковыми вещами в целом для города и узнаваемыми местами встречи для горожан. Насколько я знаю, сейчас в Новосибирске подобными вещами, кроме нашей компании, не занимается никто, но, возможно, с ростом спроса на них эту идею может позаимствовать еще кто-нибудь. И здесь главное, чтобы не было перебора: если у многих компаний будет такая реклама, фигурки потеряют свою оригинальность и индивидуальность».

Пока место городской скульптуры занимает реклама. По-настоящему оригинальные проекты в Новосибирске даже не планируются. Но хочется надеяться, что покрашенные бронзовой краской бабушки и пешеходы — не более чем временно исполняющие обязанности настоящих памятников, которые в Новосибирске рано или поздно появятся.

 
Юлия ПОЛУНИНА,
Сергей САМОЙЛЕНКО

 

Comment section

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *