Арт-директор — птица редкая

В Новосибирске работают не более 15 профессиональных арт-директоров, притом что в городе существует порядка 100 клубов. Между тем развлекательное заведение, не имеющее такой штатной единицы, рискует потерять посетителей.
Талант дороже образования
Должность арт-директора (в советские времена она называлась «художественный руководитель») для развлекательного заведения является ключевой. «Без проработанной программы, — считает арт-директор клуба «Эгоистъ» Артур Штрак, — любой клуб превратится в «столовую с музыкой» или дискотеку, каких в городе много». С ним согласна и Наталья Трунева, арт-директор клуба «Альпен Грот»: «Позиция арт-директора — основная в достижении эффективности работы заведения. Посетитель приходит сюда не поужинать и не потанцевать — в первую очередь он идет на программу, а значит, ответственность за успешность клуба в целом ложится на арт-директора». По мнению Труневой, от содержания программы и качества ее подачи сегодня зависит 80% успеха заведения.
Средний возраст арт-директора в Новосибирске — около 25 лет. Любопытно, что, по единому мнению специалистов, четких требований к соискателям этой должности нет. Директор кадрового агентства «Мид-экспресс» Наталья Макашина считает, что ни пол, ни возраст, ни образование кандидата не имеют значения. Основные требования — креативность и наличие таланта. «В частности, у нашего агентства, — рассказывает Макашина, — недавно был опыт подбора арт-директора в крупное новосибирское казино. Поиск затянулся на месяц, но общение с претендентами доставило большое удовольствие: все они оказались очень интересными, творческими людьми».
По мнению Артура Штрака, основными качествами арт-директора должны быть режиссерское видение и коммуникабельность. Умение срежиссировать шоу-программу и поддерживать выбранный стиль клуба обеспечит посещаемость, а коммуникабельность позволит создать «базу данных» по артистам. По словам Натальи Труневой, тот, кто хочет стать арт-директором, должен «держать руку на пульсе шоу-бизнеса». Кроме того, надо творчески подходить к решению вопросов, уметь заключать деловые соглашения и, в конце концов, просто знать, как торговаться с артистом. «Любой арт-директор должен отдавать себе отчет в том, что на шоу можно пригласить звезду с гонораром в тысячи долларов, — говорит Трунева, — но при этом нужно понимать, стоит ли эта звезда таких денег и будет ли «под нее» заполнено заведение».   И швец, и жнец…
Сегодня в Новосибирске арт-директору приходится совмещать обязанности целого ряда специалистов. В идеале, считает Артур Штрак из клуба «Эгоистъ», качественное развлекательное учреждение должно иметь собственного режиссера, арт-менеджера, специалиста по рекламе и пиарщика. Обычно же все эти функции приходится совмещать одному человеку.
В городе работает немало так называемых «кочующих» артистов. В задачи арт-директора входит приглашение их на выступление. Таким образом, со временем у него формируется некая «артистическая база данных», и чем она обширнее, тем лучше. По словам Натальи Труневой, среди прочих ее обязанностей — подготовка выездных программ, работа с заказчиком, техническое обеспечение гастролей.
При этом работа арт-директора именно в Новосибирске, по мнению Натальи Макашиной из «Мид-экспресса», имеет определенную специфику. Здесь, в отличие, например, от Москвы, количество творческих коллективов ограничено. Это значит, что сделать шоу-программу необычной становится с каждым разом сложнее. Поэтому сегодня все больше развлекательных заведений города стремятся подчеркнуть собственную эксклюзивность, сделать шоу таким, какого больше не сделает никто. Например, в клубе «Альпен Грот» работает собственный коллектив из 18 человек. «Учитывая, что посетители клуба каждый вечер видят на сцене одни и те же лица, — комментирует Трунева, — мне приходится постоянно придумывать новые, непохожие друг на друга программы».
Зато успех на поприще «руководства зрелищами» может помочь специалисту подняться по карьерной лестнице. Гендиректор «Эгоиста» Андрей Степанов, в прошлом арт-директор другого новосибирского клуба, уверен, что позиция арт-директора — хорошая стартовая площадка для дальнейшего продвижения в шоу-бизнесе. «Либо ты состоишься как профессионал, либо дальше не пойдешь, — говорит Степанов. — Многие директора клубов начинали с этого, а теперь имеют собственное дело, реализуя себя в полной мере».
В арт-директоры пойду — кто меня научит?
Специалисты, работающие в сфере шоу-бизнеса не первый год, уверены: работе арт-директора нельзя научиться по учебникам. Профессиональный «худрук» клуба должен пройти через все сам. Лучше, если раньше он пел на сцене, танцевал, работал со звуком или светом. «Профессионал может появиться только так, — отметил один из экспертов. — Взятая по знакомству племянница главного повара не сможет качественно выполнить эту работу». Аналогичное мнение высказывает и Андрей Степанов. По его словам, специального образования по этому направлению в Новосибирске получить нельзя — разве что окончить колледж культуры и искусств для приобретения «багажа терминов» и теоретических основ режиссуры. Лучший же способ стать специалистом — поработать в подмастерьях у профессионала.
Наталья Трунева из клуба «Альпен Грот» подчеркивает: чтобы устроиться арт-директором в престижный клуб, важно иметь опыт работы, и чем он больше, тем лучше. «Прежде чем занять свою нынешнюю должность, я проработала на позиции арт-руководителя около семи лет, — говорит она. — Стаж играет в этом вопросе очень большую роль». При этом опыт тоже может быть разным: например, арт-директор, специализирующийся на приглашении столичных звезд, считает Трунева, вряд ли сумеет мгновенно постичь специфику работы с репетициями и организацией программы профессионального стриптиза, не сразу поймет, где взять хореографа, постановщика танцев, модельера — эта база специфична и набирается со временем.
Впрочем, по мнению Артура Штрака, если поставить себе цель устроиться на должность арт-директора, это не так уж и сложно: «Скажем, молодой энергичный человек приходит в небольшой клуб и говорит: «Я готов работать». Время покажет, на что он способен». Второй, более распространенный в городе вариант, по словам Штрака, — когда на роль арт-менеджеров благодаря личным знакомствам или родственным связям приглашаются совершенно неподходящие для этой работы люди. И таких «бывших знакомых» среди арт-директоров Новосибирска сегодня, по некоторым данным, более 50%. Начиная работать, они первым делом звонят профессионалам с просьбой поделиться контактами. «Тут ничего не поделаешь, — говорит господин Штрак, — приходится помогать, ведь когда-то кто-то из старших также помогал нам».
Где найти мастера
Как считает глава «Эгоиста» Андрей Степанов, найти подходящую кандидатуру на должность арт-директора через кадровое агентство практически невозможно: все профессионалы в городе известны и знают себе цену. С этим соглашается и Наталья Макашина из «Мид-экспресса». По ее словам, чаще всего руководитель фирмы, клуба, кафе или ресторана берет функцию подбора на себя, поскольку поиск единомышленников — процесс творческий. Однако, по мнению директора кадрового агентства «Вакансия плюс» Ольги Анисимовой, поиск арт-директора через кадровое агентство вполне возможен — например, в ее фирму в течение года поступило три запроса на подбор таких специалистов.
Представители рекрутинговых компаний отмечают, что наиболее часто арт-директоров ищут крупные рестораны, казино или клубы, имеющие собственную шоу-программу. Летом спрос на таких специалистов резко возрастает в связи с открытием пляжных развлекательных комплексов. По утверждению Натальи Макашиной, сегодня 50% новосибирских ресторанов теоретически нуждаются в профессиональном арт-директоре, но не каждый руководитель осознает эту необходимость в полной мере, и функцию арт-директора зачастую выполняет администратор.
Всего в Новосибирске, по оценкам самих специалистов по организации зрелищ, не более 10-15 профессиональных арт-директоров. С момента формирования в городе культуры ночных клубов здесь начал складываться определенный круг людей, ставших со временем профессионалами своего дела. По словам Натальи Труневой, круг этот практически неизменен и попасть в него почти невозможно. «Эти люди знают, как делать свою работу, — считает она, — и если в городе появляется новое хорошее место, туда вряд ли попадет человек «со стороны». Как сообщила Трунева, за последние пять лет на «клубной арене» города не появлялось ни одного нового имени.
Поэтому новому клубу остается лишь заниматься хедхантингом — либо самостоятельно, либо с помощью кадровиков. Крупные развлекательные заведения начинают подбор кандидатов задолго до открытия. По словам Андрея Степанова, в городе идет острая борьба за специалистов высокого уровня: «Арт-директоров перекупают, как спортсменов, и порой увозят в другие города на высокие должности».
Сколько они стоят
«Покупая» арт-директора, хозяин развлекательного заведения заботится прежде всего о прибыли. Самая ценная вещь для арт-директора — блокнот с контактами артистов. Хорошая база может содержать до 700 и более позиций. «Это «хлеб» арт-директора — имея хорошую базу, без работы не останешься, — считает Наталья Трунева. — Впрочем, пока роль арт-директора в жизни заведения далеко не всегда оценивается объективно. Хозяева часто считают, что устраивающийся на работу просит слишком высокую зарплату, отказывают, пытаются наладить посещаемость клуба сами — и в конечном итоге нередко проигрывают. Те же, кто осознали реальную стоимость профессии, ведут борьбу за уже работающих арт-директоров, не жалея значительных сумм».
По словам Натальи Макашиной, сегодня в Новосибирске арт-директор в среднем получает 10-15 тыс. руб. в месяц. Зарплата настоящих профессионалов может достигать 25 тыс. руб. При этом не исключено, комментирует Макашина, что с развитием шоу-бизнеса в городе уровень зарплаты арт-директоров достигнет и более значительных сумм.
По мнению Артура Штрака, разброс зарплат арт-директоров еще более значителен — от 8 до 30 тыс. руб. Однако эта профессия, как и любое другое творческое занятие, считает Штрак, предполагает получение процентов от дохода предприятия — иначе работник просто не будет стараться добиться чего-то еще. А при хорошей прибыли «процентная» зарплата может достигать 50 тыс. руб.   Источник: «Континент Сибирь»