Владимир Назанский: «Сегодняшняя графика — без берегов»

В июле новосибирский искусствовед Владимир Назанский представлял на старейшей в мире Люблянской биеннале графики экспозицию российских авторов. Владимир Назанский был приглашен в Любляну как куратор Новосибирской биеннале графики. О Люблянской биеннале и современном искусстве графики с Владимиром Назанским беседует корреспондент «КС». Фото Михаила ПЕРИКОВА — Как получилось, что именно вы представляли российский проект в Любляне? — Нынешняя биеннале — двадцать шестая по счету. В этом году она отмечала пятидесятилетие. Из всех биеннале графики, существующих в мире, Люблянская — самая старая и самая известная. Ее победителями в разные годы становились такие известные художники, как Раушенберг (причем трижды в разные годы), Миро, Вазарелли, Хортни, Тапиес, Юккер, Базелиц и другие. Во внеконкурсных программах проходили выставки самых известных художников, например, Энди Уорхолла. То есть биеннале все годы объективно отражала самые современные тенденции изобразительного искусства и в ней участвовали художники со всего мира, со всех континентов. И вот в нынешнем году по случаю юбилея организаторы нашли новый подход — они проанализировали все самое интересное, что происходит в мире графики, отобрали восемнадцать самых значительных явлений, событий и институций, которые должны быть представлены в Любляне — например, Институт графики в Риме, Национальная библиотека в Париже, Музей Мома в США, а также Краковская триеннале графики, Бангкокская биеннале и другие графические форумы. Приятной неожиданностью стало то, что для участия кураторы выбрали из всех подобных мероприятий на всем постсоветском пространстве именно Новосибирскую биеннале графики. Попасть в этот ряд было очень приятно, и это приглашение подтвердило тот факт, что проходящая в Новосибирске биеннале имеет значение не только городское или даже региональное. — Что представляла российская экспозиция в Любляне, какие художники участвовали в ней? — Для начала нужно сказать, что за всю 50-летнюю историю Люблянской биеннале Советский Союз представлялся какими-то случайными авторами, по понятным причинам. А после распада Союза Россия (как и другие страны СНГ) ни разу не была представлена в Любляне. Поэтому у нас была своего рода миссия — представить не просто Новосибирскую биеннале, но и Россию. Было два варианта: или представить просто хороших художников, или показать цельный проект, объединенный одной темой. Мне показалось уместнее показать уже апробированный проект «Внутренняя Азия», в котором, кроме российских художников, участвуют мастера из Казахстана и Киргизии. Всего получилось 11 авторов — три москвича (Владимир Наседкин, Святослав Пономарев и Катя Рожкова), два из Уфы (Ринат Миннебаев, Айрат Теригулов), Сергей Брюханов из Нижнего Тагила, два новосибирских художника (Владимир Мартынов и Елена Бертолло). Из Алматы была молодая талантливая художница, живущая в основном в Голландии, а иногда в Индии Алмагуль Минлибаева, представленная видеоартом (проект «Степное барокко»), а также два автора из Бишкека — Муратбек Джумалиев и Гульнара Касмалиева. У них были и графика, и видеоарт. К сожалению, в Любляну смогли приехать не все участники нашего проекта, только трое — Святослав Пономарев, Ринат Миннебаев и Сергей Брюханов. И теперь мы ищем способ послать туда Владимира Мартынова и Елену Бертолло хотя бы к закрытию, чтобы забрать работы. — Как выглядела российская экспозиция по сравнению с остальными? Можно ли по Люблянской биеннале судить о тенденциях и состоянии графического искусства в мире? — Наша экспозиция выглядела, я думаю, достойно. Чтобы там ни говорили про глобализм и общие тенденции в развитии искусства, национальные различия остаются, и финнов с японцами спутать нельзя. Испанцы, например, представили огромные цифровые распечатки на темы офортов Гойи. Американцы, допустим, создали типично американский проект — не графический, а некую инсталляцию — перевернутый портрет Моны Лизы, сложенный из катушек цветных ниток общим размером три метра на девять. На все это нужно было смотреть сквозь стеклянный шар, и картина снова переворачивалась в нормальное состояние. Элемент арт-аттракциона сейчас присущ многим форумам современного искусства, включая и Люблянскую биеннале. Очень эффектно смотрелись работы Владимира Мартынова — три свитка, называющихся «Тотемы». В нашем проекте, кроме стационарного графического ряда, была и графическая инсталляция: на желтоватом полу был выкрашен черный квадрат, над ним подвешен черный конус, наполненный песком (в Любляне оказалось очень трудно достать песка, нам помог хозяин гостиницы), и песок через отверстие в качающемся наподобие маятника конусе высыпался на пол, оставляя песочные линии на черном квадрате. Получалась некая мандала. Это был едва ли не единственный «живой» перформанс. Задача люблянского форума состояла в том, чтобы ответить на вопрос «что есть графика?» И организаторы не пытались жестко цензурировать участников, определяя «это — графика, а это — нет». Поэтому было много объектов, инсталляций, цифровой графики, был видеоарт. — Так можно ли сказать, что такое сегодня графика, есть ли у нее границы и критерии? — Понимание графики очень разнообразно — допустим, словенский раздел представлял из себя некий гардероб: висящие на плечиках майки, на которых были отпечатаны различные рисунки. Относительно традиционной подачи графики — в раме и под стеклом — было не так много, разве что у японцев и египтян. То есть сегодня графика — это, с одной стороны, все то, что изображается на бумаге, с другой — все то, что напечатано различными способами. И есть еще некое ощущение, что сегодня является графикой — некий постоянно расширяющийся смысл, некое графическое ощущение, передаваемое разными техническими способами. В этом смысле у сегодняшней графики берегов нет. — Сейчас заканчивается подготовка к Новосибирской биеннале графики. Повлияет ли опыт участия в Люблянском форуме на формат и концепцию нашего мероприятия? — Разумеется, момент расширения сознания присутствовал. В этом смысле какая-то коррекция представлений произошла. Оказалось, что современный человек настолько запуган всем химическим, начиная с ГМО и  заканчивая  холестерином, глютеном, хлором и т.д. Что при равных вариантах, он всегда выбирает продукт с надписью
-НЕ СОДЕРЖИТ Но сложность в том, что в Любляне мероприятие имеет статус события государственной важности, на популярность которого работают все слои общества, в котором участвует бизнес. Там искусство внедрено в жизнь, и уже давно. У нас ничего подобного пока нет. Не говоря уже о том, что бюджет нашей биеннале в пятнадцать-двадцать раз меньше, чем у Люблянской. И тем почетнее, что нас пригласили на этот форум, признав таким образом значимость того, что мы делаем.

Comment section

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *