Может ли местный продукт с аутентичным дизайном или изделие в стиле hand-made стать лидером продаж, а город с помощью креативного бренда привлечь туристов и остановить отток талантливой молодежи? Может. Правда, получается это только за рубежом, хотя и у нас есть исключения из правил.
Креативные индустрии для России – это пока просто красивое словосочетание. Доля креативной экономики в ВВП нашей страны составляет всего 0,2% – столько же, сколько на Мальте. В Нидерландах, например, это значение равно 2,7%, а в Финляндии креативная экономика занимает одну из самых больших долей среди европейских стран – 3,1%.
К слову, именно в Хельсинки в 2005 году появился квартал дизайнеров – Design District, в котором расположилось множество магазинчиков финского дизайна, интерьера, антиквариата, мастерских, галерей, музеев, где представлены исключительно финские художники.
Руководит этим проектом молодая девушка, которая приехала в Архангельск, чтобы поделиться своим опытом на семинаре «Дизайн: творчество, бизнес или драйвер регионального развития?», организованном контактным офисом Совета министров северных стран, САФУ и Центром поддержки творческих индустрий «Футурист». «Мы убедились, что работаем в правильном направлении, так как наши достижения совсем не маленькие – бренд DDH знают в мире», – подчеркнула менеджер проекта Design District Helsinki Айно ВЕПСАЛАЙНЕН.
Однако весьма скромные цифры не означают, что в России зарабатывать на креативной индустрии – это «дохлый номер»; они скорее говорят о свободной бизнес-нише. Более того, многие эксперты считают, что формирование креативного рынка скорее может начаться именно с регионов и даже стать драйвером их развития, потому что у многих из них явные проблемы с имиджем, с одной стороны, и самобытные культурные, географические особенности – с другой.
Наглядным примером может служить бренд «I’m*Siberian».
Как рассказал на семинаре креативный директор новокузнецкого агентства Power CS Владимир ЧЕРЕПАНОВ, их команда постаралась негативные моменты, очевидные в Сибири – холод, удаленность от столицы, отток молодежи, – представить позитивно и, главное, с юмором. Стартовым продуктом агентства стала упакованная в виде снежка футболка с символикой проекта, которую рекомендовалось замораживать перед тем, как распаковать. Сейчас ассортимент сувенирной продукции значительно расширился. Используя социальные сети, флешмобы, мини-плакаты и маскот (персонаж-талисман)в виде медведя, социальный проект успешно штурмует российское медиа-пространство.
Чтобы генерировать подобную идею, нужно мыслить нестандартно. Design Thinking – это подход, который позволяет рассказать старую историю по-новому. В рамках семинара в САФУ были организованы мастер-классы, на которых участники смогли применить инструменты этой методологии для создания новых туристических продукт-сервисов. «Архангелогородцам есть что предложить жителям региона, России и мира. Все, чего не хватает, – выстроить коммуникации между поставщиками услуг и настроить ряд сервисов, которые смогли бы сделать пребывание в этом крае удобным и приятным», – говорит сооснователь компании «Design Thinking Lab», управляющий партнер «ExperienceLab» Ирина КУТЕНЕВА.
Как сплотить творческих людей и коммерциализировать их деятельность? Советские схемы типа «кружок по интересам» тут не работают. «Наш проект не только объединяет творческих людей, но и позволяет решать многие проблемы, например, финансирование. Для коммерциализации творческого продукта нужно использовать различные технологии: масштабирование, кооперацию, маркетинг, разделение продуктовой линейки, комбинирование тиражных и эксклюзивных технологий и многие другие», – рассказывает создатель сообщества «ДеЛаРук» Ярослав ОЛЕНЕВ (проводит в Санкт-Петербурге фестивали, маркеты, выставки и поддерживает людей, стремящихся развить свой творческий бизнес).
В Архангельске функции продвижения местных креативщиков хочет взять на себя недавно образованная некоммерческая организация – Центр поддержки творческих индустрий «Футурист». Основная деятельность этой НКО — содействие как отдельным креативным предпринимателям и деятелям современного искусства, так и целым творческим сообществам Архангельской области.
«Для нашего города творческие индустрии – это действительно абсолютно свободная ниша. Вместе с тем гости города всегда говорят, что Архангельск очень креативный и самобытный, значит, нам есть с кем работать», – говорит директор центра «Футурист» Василий ЛАРИОНОВ. Кто знает, возможно, для Архангельска пуститься во все тяжкие креативной экономики – единственный шанс сохранить себя и не превратиться в мертвый символ постиндустриальной экономики.
Максим КУЗНЕЦОВ
Источник статьи: bclass.ru
Comment section