В Сибири до сих пор не принято вкладывать деньги в произведения искусства, коллекционирование остается уделом немногих эстетов. Тем не менее, по мнению специалистов рынка, инвестиции в антиквариат и современное искусство – надежное и зачастую прибыльное дело. Один из первых профессиональных галеристов края Аркадий ПАСМАН в интервью корреспонденту «Континента Сибирь» Антону ВЕСЕЛОВУ рассказал, насколько выгодно вкладывать деньги в произведения искусства.
Леонид Шувалов и Аркадий Пасман стояли у истоков художественного рынка Сибири – Многие сибирские коммерческие организации и частные лица формируют свои коллекции современного искусства, в том числе и работы новосибирских мастеров, но не считают это бизнесом, скорее – порывом души. Неужели подобные вложения – безнадежно бесприбыльное предприятие? – Дело в том, что дать гарантию, что работы художника имярек через какое-то время будут представлять собой высоколиквидный товар, очень сложно. Случаи удачного вложения денег в коллекции неизвестных авторов в Европе случались, а вот в истории нашего края не было, да и быть не могло. Хотя бы потому, что у нас до сих пор нет художественного рынка. Рынок – это когда есть стабильный спрос на группу товаров.
А единичные покупки, пусть даже крупные – это прихоть состоятельного человека, не больше. Впрочем, любое профессиональное творческое произведение искусства, выполненное на привычном зрителю носителе традиционными средствами (прежде всего «в ходу» холст/масло, в меньшей степени – графика), очень устойчиво в цене. Возможно, имеет смысл купить 100-200 полотен наших лучших художников и выставить их на продажу лет через 100. Интерес к ним будет колоссальный (и не только в России), и наверняка удастся получить значительную прибыль. Вкладывать деньги в произведения современного автора, не имеющего серьезного имени в ведущих аукционных рейтингах мира, абсолютно лишено смысла – конечно, если вы не являетесь любителем этого искусства, и если эти произведения, вывешенные в вашем доме, не приносят вам морального удовлетворения. Впрочем, не исключено, что их тоже можно будет со временем продать, причем дороже номинала. – Вы на рынке искусства уже более 9 лет, как менялись цены на работы сибирских авторов? – По общему мнению галеристов и художников, цены выросли значительно. Цифру назвать не берусь – нет точки отсчета, критериев вычислений.
Если считать в долларовом эквиваленте, то можно сказать, что после 1998 года цены вообще упали. До дефолта не было средней работы Александра Шурица, Данилы Меньшикова или Сергея Мосиенко дешевле $1000, а сейчас цена средней работы со скрипом приближается к $500. – Работы в жанре социалистического реализма середины прошлого века стоят значительно дороже? – Соцреализм – это вообще другой раздел, это уже антиквариат (работы старше 50 лет). Сюда же можно отнести и авторские работы после смерти художника. Например, цены на работы Николая Грицюка через 25 лет после гибели автора выросли неимоверно – потому что они сейчас рассматриваются как единое целое, как коллекция, наследие. Антиквариат во всем мире является очень значимым способом вложения капитала. Многие технические приемы старых мастеров навсегда утрачены. Ритм жизни изменился, и очень трудоемкие методы создания произведений искусства, характерные для средних веков или даже для XIX века, забыты. Антиквариат растет в цене быстрее всего – быстрее валюты, золота, ценных камней и даже недвижимости. После кризиса 1998 года антикварный рынок испытал коллапс, цены никак не могли устояться.
Сейчас, после отмены лицензирования торговли антиквариатом, ситуация нормализовалась. Теперь коллекционеры готовы заплатить налоги с официальной сделки, не боятся оценить свою коллекцию, провести легальную экспертизу. Вопреки общему мнению, профессиональную экспертизу могут сделать только в музее. На определенном уровне в этом могут помочь специалисты Краеведческого музея (у них есть сравнительный материал) и всегда – искусствоведы картинной галереи. Для оценки очень дорогих произведений стоит обращаться в Институт экспертизы имени Грабаря (Москва), Третьяковскую галерею или в Музей имени Пушкина. Конечно, если работа стоит $100-1000, ее нет смысла возить в Москву. В этом случае достаточно посоветоваться с местным антикваром. Как правило, от уважаемого специалиста достаточно и устного заверения, но можно взять и письменную гарантию подлинности. Только под коллекцию антиквариата с официальным подтверждением подлинности изделия и его легенды можно взять банковский кредит. – Насколько актуальны для Сибири безупречные подделки? – Так же, как и везде, здесь колоссальное количество новоделов высочайшего класса. Конечно, есть вещи, которые подделать практически невозможно – гигантские полотна Семиратского, например – просто нет такого холста. Практически невозможно подделать старинное каслинское литье – не умеют так сейчас лить. К тому же чугун дешев, и чтобы подделать большую старинную композицию в несколько тысяч долларов, придется изготавливать всю оснастку – дороже выйдет. А подделать живопись проще всего. Есть старые холсты, есть старые краски. По оценке таких материалов любители признают картину антиквариатом.
Конечно, серьезных экспертов не обманешь. – Что вы посоветуете тем, кто решился вложить деньги в искусство? – Я советую покупать произведения искусства, но только те, что нравятся. Не стоит спрашивать: «А вот этот художник что?» А ничего. Нет ни одного сибирского художника, без обиды – всех люблю и уважаю, в работы которого можно было бы с выгодой вкладывать свой капитал с целью последующей продажи. Рекомендую вкладывать деньги в антиквариат. Причем если рассчитывать на выгодную перепродажу, нужно покупать дорогие вещи и тратиться на хорошую экспертизу. Сейчас очень популярен ювелирный антиквариат – изделия из драгоценных камней и металлов, малая пластика (скульптурки из серебра и золота). Старинные ювелирные украшения для повседневной носки (серьги, кольца) сейчас стоят недорого (во-первых, сами камни низкого качества, а во-вторых, их огранка предназначалась для света свечи – все эти серьги и кулоны сверкают при «живом» освещении, а при электрическом выглядят тускло). Но главное все же не в деньгах. Коллекционирование дает человеку гораздо больше, чем непосредственный экономический эффект от последующей продажи. Мало что может сравниться с чувством обладателя совершенного произведения искусства, в истории которого ни пресса, ни галеристы уже ничего не смогут изменить. По крайней мере, к худшему.
Comment section