Борис Мамлин, шеф-редактор «ЛБЛ-Сибирь»: Наше кино говорит правду

Елена Меркурьева, «Николаевский проспект»
Они сделали лучший в России фильм о Новосибирске — «Город, где я». Они создают около пятидесяти корпоративных фильмов в год по заказам ведущих российских компаний. Они опровергают догму собственного профессионального сообщества о том, что жанр корпоративного кино скучен по определению. Они — это команда «LBL-Сибирь», доверившая поделиться стабильными секретами своего успеха шеф-редактору Борису Мамлину.
фото: nprospekt.ru
— Пока само понятие корпоративного кино, как ни парадоксально, в новинку даже тем, кто его делает. Прочтя прессу, посвященную первому фестивалю «Брендфильм» в прошлом году, мы пришли к грустному выводу: сами производители корпоративного кино считают этот жанр по определению скучным. Мол, это кино не должно быть интересным никому, кроме заказчика, оно обречено на тяжелую миссию рассказывать про трубы, траншеи и свинарники и напоминать цитату из советского мультфильма: «Кто похвалит меня лучше всех, тот получит сладкую конфету». Берем фильм одного из крупнейших банков, сделанный агентством с мировым именем, а ощущение как от провинциального телеканала образца начала 90-х. Все какое-то печальное, серое. Единственная прекрасная работа, которая приходит на память, — фильм Тимура Бекмамбетова к юбилею ГАЗа. Он взял реальные истории с участием разных автомобилей ГАЗ и снял на их основе короткометражные художественные фильмы с яркими, порой драматическими сюжетами. Так, помимо маркетинговой и имиджевой составляющих, проявилась сильная эмоциональная художественная, в свою очередь, усилившая маркетинговое предложение.
Мы, в отличие от других студий, производящих корпоративные фильмы и считающих, что занимаются ерундой, так не считаем. Нам интересно общение с людьми, работающими в компаниях, о которых в обозримом будущем напишут бизнес-учебники. Это носители передовых идей, продвигающие инновационные продукты, носители идеологии успешного бизнеса. Как это может быть скучным?
Сегодня мы имеем дело с заказчиками — крупными компаниями. При этом, показывая, например, в московском рекламном агентстве фильм про La Maison, слышишь вопрос: а зачем это клиенту? Как это используется? Достаточно широко. По сути, корпоративное — самое первое кино в мире. Ведь что такое прибытие поезда на парижский вокзал? Корпоративный фильм про железную дорогу. Корпоративное кино условно можно разделить на две большие группы — для внутреннего использования и для внешнего. С одной стороны, это кино для сотрудников и партнеров компании, с другой — для клиентов. Например, авиакомпания «Сибирь», закончив объединение авиаотрядов под новым брендом S7 Airlines, чтобы донести до сотрудников этих авиаотрядов новую корпоративную идеологию, заказала нам фильм. Для участия в нем собрали топ-менеджеров «Сибири» со всех регионов, записали с ними интервью, которые сложились в единый монолог команды о том, что в новой компании необходимо сохранить все то хорошее и доброе, что уже наработано. Плюс добавили экранизацию реальных историй. Людям есть чем гордиться, а нам есть о чем рассказать.
В этом году администрация Новосибирской области за две недели до транспортной выставки в Сочи обратилась к нам с заказом сделать презентацию. Мы взяли транспортную стратегию развития, озвученную министром Левитиным, и проиллюстрировали ее тем, как мысли Министерства транспорта реализуются в Новосибирской области. Мы сделали не рекламный фильм о Новосибирской области, а кино о том, как в этой области хорошо работают, понимают министра и его устремления. А над брендом Новосибирска мы поработали, сделав фильм «Город, где я», признанный лучшим брендфильмом этого года. Мы старались избежать какого-либо пафоса, потому что он возникает тогда, когда и сказать-то нечего.
Успех нашего корпоративного кино, секрет, почему оно работает, — это принцип точного, аргументированного, а не просто декларативного информирования своих зрителей о предмете разговора. Мы рассказываем зрителю обо всем так, чтобы оставить суждения и выводы ему самому. Это не значит, что мы — самые лучшие, но мы так делаем кино, чтобы все поняли, что мы самые лучшие (смеется). Так же и в фильме про Новосибирск мы старались найти какие-то вещи, которые заставляют зрителя поверить и понять, с какой историей он имеет дело. Мы честно говорим, что город в целом серый, что в нем не очень удобно жить, что жители Академгородка вообще не любят в него приезжать, но, тем не менее, в нем есть очень много интересного. Мы собрали удивительные противоречия, характерные для нашего города, и все, о чем рассказывали в фильме, тестировали одним простым вопросом: «Это относится только к Новосибирску, или можно отнести и к другим городам?» И такой подход позволил нам довольно аккуратно извлечь из той массы информации, которую мы собрали, самое главное. Прекрасная формула Леонида Парфенова — «то, без чего нас невозможно понять и еще труднее представить» в программе «Намедни» — помогла нам интерпретировать историю города с точки зрения сегодняшнего дня, показать, что наш город везучий, начиная с пожара, который позволил не отдавать долги, и заканчивая Академгородком, который должен был строиться в Омске, а появился в Новосибирске. Сейчас собираемся снимать фильм про Омск — уже есть заказ.
Мы вообще стараемся отслеживать судьбу своих фильмов и интересоваться у заказчиков: ну как, работает? Нам это важно. Помимо зарабатывания денег, мы хотим быть нужными и полезными. Например, на том же фестивале, по словам председателя оргкомитета Константина Гаранина, один из членов жюри после просмотра фильма «Город, где я» спросил у него: «А ты в Новосибирске был? Нет? Вот и я не был. Надо бы съездить…» Значит, работает — мы город продали.
Мы всегда терзаем наших клиентов вопросом: а чем же вы отличаетесь от аналогичных компаний? Чем вы лучше, хуже, интереснее? Опыт показывает, что чаще всего люди этого не знают. Но, помимо уникального торгового предложения, должно быть уникальное эмоциональное предложение. «Осадочек», как в анекдоте про ложечки: посмотрели наше кино — «осадочек» останется. Недавно появился новый жанр — эмоциональная презентация для инвесторов. Например, банк собирается презентовать себя потенциальным западным партнерам. Все умеют оперировать цифрами и графиками. Но чтобы на эти графики и цифры люди посмотрели с хорошим настроем, делается короткая кинолента о том, что в банке работают целеустремленные люди, что находится он в перспективном регионе, что здесь сосредоточен сильный бизнес, что, в конце концов, здесь просто красиво. Как наш фильм «People’s. Скоро в вашем городе», победивший в номинации «Имиджевые фильмы для внешнего использования» и показывающий потенциальным арендодателям в разных городах, что сегодня из себя представляет сеть баров Рeople’s. Фильм, погружающий на несколько минут в атмосферу ресторана: в эти цвета, краски, свет, тени, в динамику движений посетителей. Фильм работает и позволяет открывать не только нужные двери, но и сердца. Важно понять, что эмоциональная составляющая очень важна, даже важнее функциональной. Наши фильмы работают, потому что говорят правду. Мы стараемся ничего не придумывать, а найти правильный ракурс, чтобы показать людям, насколько важна их работа и как важно эту работу делать хорошо.