Максим Абрамович, «Бизнес-журнал»
Полгода назад Андрей Гладченко, известный в Новосибирске радийщик и владелец РА «Альянс-медиа», запустил Интернет-радио. Пока у него еще слишком маленькая аудитория, чтобы этот проект можно было назвать бизнесом, но развитие всемирной паутины внушает пионеру большие надежды.
фото: ks.sibpress.ru
Вообще, Гладченко не только первый в Сибири занялся этим бизнесом, но и среди первых в стране: в январе 2008 года один из крупнейших медиахолдингов «Проф-медиа» впервые в истории отечественного радиовещания запустил профессиональные радиоканалы в Интернете, открыв дорогу другим российским новаторам. Интересно, что, хотя в законодательстве уже имеются пункты, определяющие правовые нормы развития этого бизнеса, до сих пор не ясны схемы получения прибыли. О юридических тонкостях, технических проблемах и перспективах нового проекта «Новосибирскому Бизнес-журналу» рассказал пионер новосибирского музыкального радиовещания – как в FM, так и в электронном форматах – Андрей Гладченко.
Традиционное радио — пас
— Андрей, вы уже больше года занимаетесь разработкой Интернет-радиостанций, и вот уже полгода они вещают в сети. Каковы перспективы этого направления?
— Я не уверен, что радио в Интернете получит какое-то развитие в ближайшие время – не только в Сибири, но и вообще в России. Особенно в свете событий последних месяцев. Если за неделю обанкротилось сразу три новосибирских банка, то не факт, что на следующей не закроются еще… Нам весь день сегодня звонили клиенты и отзывали свои рекламные бюджеты, причем не смотря на штрафные санкции и прочее… Если эта паника не утихнет, то «Альянс-медиа» может остаться вообще без дохода. И тогда, естественным путем, не будет финансироваться и Интернет-проект, который пока что исключительно убыточный.
— А что этот проект значит для вас, почему вы включились в него?
— Называть его прибыльным бизнесом или вообще бизнесом пока что сложно. Что касается меня, то это был рефлекторный ответ на то, что я перестал имметь отношение к радиовещанию. Когда я избавился от радиостанций, просто что-то продолжало «чесаться внутри». И мы приступили к этому проекту… Конечно, в нем есть определенные предпосылки, в том числе и делового характера. Как то: есть такая мысль, что радиовещание в его традиционном виде долго существовать не будет. Вернее, существовать, может быть, оно и долго будет, но как бизнес скоро должно сойти на нет. В силу двух вещей. Первая заключается в том, что очень много появляется альтернативных источников звука – например, спутниковое вещание. В Америке, например, вообще не купишь автомобиля без встроенного спутникового приемника. У нас это пока не так, но это вопрос года-полутора. И тогда конкурентная среда радикальнейшем образом изменится: если в Новосибирске сейчас 17 радиостанций конкурируют друг с другом, то будут – тысячи. Как вести себя на таком конкурентном рынке пока не знает никто. Это уже можно назвать конкуренцией в бесконечной среде. Конечно, у местных радиостанций есть конкурентное преимущество, которое заключается именно в их «местности» — локализации. Локализация важна, она позволяет создать ощущение у радиослушателя, что ты рядом, что ты говоришь с ним на одном языке, что у тебя с ним общие интересы. Но! Слушатель становится другим, более космополитичным, и эта локализация уже становится не такой важной. Уже сейчас видно, что радио перестало играть ту роль, которая у него была 10 лет назад. Если тогда диджеи были богами, поклонники обивали пороги возле студии вещания, просили автографы, то сейчас что такое диджей? – никто. Ореол божественности давно прошел. И тенденция утилитаризации восприятия радио будет продолжаться. И самой музыки становится бесконечно много, и средств ее доставки – помимо приемников уже есть тот же Интернет. У каждого человека уже есть какой-то гаджет, с помощью которого он может слушать какую угодно музыку. И делать себе свои подборки. И когда придут сети 3G, тогда бесплатного музыкального, и главное – видео вещания будет сколько угодно.
Вторая же причина: современное радио статично. Оно задано авторами и в таком виде существует. Да, они умные люди, да, они изучают аудиторию, промоутируют свои каналы под те или иные запросы, — тем не менее, радио всегда подвергается критике. Всеми. Ни один человек не может найти себе какой-то радиоканал, полностью совпадающий с его вкусами. Он хочет самостоятельно участвовать в подборке музыки. В Интернете появилось много проектов, связанных с участием человека в составлении собственного плей-листа. И это уже первая ласточка нового вида вещания. И я думаю, что именно эти Интернет-проекты в силу этого их свойства – интерактивного в выборе музыкальной подборки – в сочетании со средствами мобильной доставки контента, скажем, в мобильный телефон, и заместят собой сегодняшнее радиовещание. Поэтому нам показалось интересным поучаствовать в этом процессе.
Рекламный мир перевернется
— С чего вы начали? Ведь подобных проектов почти не существует на российском рынке. Какова была первоначальная идея?
— Мы решили развивать проект в два этапа. Первый – составление большого набора различных вещательных форматов. Начали с трех, а недавно запустили еще 6. Да, к концу года мы обещали 20, и мы должны выполнить план. Но все будет зависеть от того, как долго у наших клиентов будут панические настроения… Затея состояла в том, чтобы все провайдеры Новосибирска получили наш сигнал, ставили его в список предлагаемых ими бесплатных услуг. И поскольку они не тарифицируют внутрисетевой трафик, то для любого пользователя это было бы бесплатно. На этом базировался проект.
Второй этап. Интернет хорош тем, что он позволяет достоверно получить обратную связь. В отличие от радио. Сколько лет я занимался им, столько лет была жуткая неудовлетворенность обратной связью – мы не могли знать, кто нас слушает, где, когда и почему. Мы пользовались всего лишь медиаметрией, которая хромает на обе ноги – если они у нее есть вообще. Когда мы получали результаты медиаисследований от разных исследовательских компаний, они противоречили друг другу до такой степени, что если я бы сам нарисовал рейтинги исходя из своей интуиции и опыта, то результат был бы средним между этими медиаметриями. Так что эти исследования никакого смысла не имеют. В Интернете же мы можем достоверно, ежесекундно, в режиме он-лайн видеть своих пользователей.
— А какова финансовая составляющая бизнеса?
— Я уже вложил около 1, 5 млн рублей. Причем основная часть затрат – это з/п персоналу, который выполняет ручную работу. Дело в том, что основная сложность этого проекта состоит в следующем: нужно, чтобы у нас были десятки тысяч композиций в оцифрованном виде, причем каждой из них нужно сопоставить несколько десятков подкатегорий. В частности – ритм, жанр, темп, присутствие в чартах и т.д. Сделать это может только человек, который хорошо разбирается в музыке. Занимаются этим люди, которые раньше работали на наших станциях. Собственно, из-за них и начался этот проект – просто не хотелось терять наработанные годами опыт и знания. И вот уже год мы нарабатываем эту цифровую базу.
Мы еще не отвечали себе на вопрос, когда и каким образом мы начнем на этом проекте зарабатывать. Если иметь в виду просто размещение рекламы среди музыкальных композиций, то уже это хотелось бы делать не так тупо, как мы делали раньше. Чтобы реклама была более адресной и контекстной, нужны следующие этапы, к которым мы пока еще не приступали: софт, позволяющий изучать слушательскую аудиторию, и самое важное – аудитория должна быть определенного размера. Мы еще не приступали к раскрутке проекта. Сегодня у каждой из наших сетевых радиостанций может быть одновременно не более 20—40 слушателей. Это не та аудитория, на которую можно взять деньги с рекламодателя.
— Во сколько вы оцениваете инвестиции в продвижение?
— Они могут быть сильно зависимы от бизнес-плана, причем интервал различается в десятки раз. Скажем так, написание софта и компания по раскрутке может обойтись в сегодняшних деньгах в 20—40 млн рублей.
— Какие пути продвижения планируете использовать?
— Пока это преждевременный вопрос. Разумеется, пошел счет на месяцы, когда Интернет настолько громко заявит о себе как средство рекламы, что рекламный мир перевернется. Я думаю, что самым очевидным средством рекламы и раскрутки этого проекта и будет сам Интернет.
— Но мы ведь говорим сейчас лишь о городах, в которых степень проникновения Интернета в домашние хозяйства велика…
— Это вопрос одного года. Просто сама технология меняется кардинально: раньше нужно было рыть ямы, ставить столбы, тянуть провода – совершать много физических усилий, а это в провинции было делать тяжело. А сегодня все перевернулось. Спутниковое телевидение начинает работать с деревни, с самых отсталых районов. Думаю, с Интернетом будет то же самое – он весь будет беспроводной, и будет насаждаться квадратно-гнездовым методом в произвольной точке.
— Еще одна статья расходов – физическое место для хранения фонотеки и прочего контента…
— Да, физическое место у нас есть. Мы арендуем помещение под это дело, там есть серверная, подведены в здание многие провайдеры, там работают люди по проекту. Но эти расходы пока не сопоставимы с планируемыми.
Бизнес-перспектива
— Складывается такая картина, что любой человек, владеющий свободными деньгами, может взять и раскрутить подобный бизнес. В чем же подвох, в чем сложность?
— У этого проекта, конечно, есть в качестве ресурса определенная база знаний. А это дорогого стоит. Человек с улицы может сделать такой проект, но он будет годами наступать на те грабли, которые мы прошли за 15 лет работы на радиорынке. Поэтому нам это делать сподручнее. Хотя видно, что подобные проекты начинают поддерживаться многими сетевыми станциями. Знаменитый ресурс 101, который открыло «Радио 101», входящее в холдинг «Проф-медиа», например.
— А каковы возможные обороты этого бизнеса при хорошей раскрутке?
— Трудно сказать. В силу того, что Интернет чем-то похож на деньги – это большой мыльный пузырь. Не так уж давно в Америке был бум Интернет-проектов, когда все желающие могли открыть какой-то свой сайт, ресурс, и за совершенно несусветные деньги продать его большим корпорациям. Потом этот мыльный пузырь лопнул, оказалось, что ничего в этом нет. И наступил период охлаждения. Тоже самое может быть здесь – не исключено, что мы поднимем на этом ресурсе какой-нибудь комьюнити, у нас будет несколько десятков тысяч слушателей, локализованных вокруг какого-то канала, и тогда все это можно будет продать за хорошие деньги какой-нибудь большой корпорации. Или развивать дальше Интернет-рекламу – так как Интернет это ведь не только аудио, но в большей степени – визуальное. А Интернет-реклама – это, несомненно, наше будущее, она подомнет под себя все остальное, хоть и не целиком. Ведь когда родилось кино, театр не умер, когда появилось ТВ, не умерло кино, но, тем не менее, у них были отъедены очень немаленькие кусочки. Думаю, что Интернет отъест большой кусок от других рекламоносителей. И посещаемые ресурсы, которые имеют хорошую аудиторию, будут стоить дорого.
— А пришествие IPTV сможет ли стать барьером в развитии интерне-радио?
— Радио и ТВ не конкурируют друг с другом абсолютно. За это я могу поручиться. Потому что ТВ предполагает совершенно иную поведенческую реакцию потребителя: чтобы смотреть телевизор, нужно не заниматься больше ничем. Ну максимум – кушать или пить пиво. Чтобы слушать радио, для этого ничем жертвовать не нужно. Некоторые даже умудряются читать. Так что IPTV вряд ли что-то отъест от радио.
— Какова сейчас локализация ваших слушателей?
— Как максимум, Новосибирск. Опять же, у нас есть некоторое преимущество – пока. Начиналось оно с того, что Интернет в целом был довольно затратен для отечественного пользователя, в отличие от Запада, где у всех безлимитки. У нас все тарифы были с оплатой покилобайтно, поэтому если провайдер предоставлял бесплатную нетарифицированную услугу внутри сети, это было очень здорово. Если «Радио 101» человек мог слушать только за деньги, и каждая секунда вещания стоила для него копеечку, то наш ресурс – совершенно бесплатен. И это было нашим хорошим конкурентным преимуществом. Но – сейчас и у нас безлимитные тарифы сильно развиваются, поэтому еще год, и об этом преимуществе можно будет не вспоминать вообще. С другой стороны, при этом у нас расширится аудитория, и мы будем вещать не только на Новосибирск.
— Существуют ли юридические, законодательные ограничения по развитию этого бизнеса в России?
— Мы начали заниматься этим с легким сердцем по той простой причине, что пока мы не зарабатываем на этом никаких денег. Как только мы заработаем первую копеечку, нам следует ожидать всех юридических поползновений, которые только возможны. Естественно, существуют различные общества по защите всяких прав, с которыми нам предстоит заключить какие-нибудь соглашения. Какие – пока это все покрыто мраком, так как законодательство постоянно меняется. И меняются сами организации, которые занимаются взиманием денег. Но: в законодательстве есть уже пункт о вещании в Интернете, оговорены расценки. Правда, когда люди начинают договариваться с этими организациями, договоры носят самый непредсказуемый характер. Я знаю много случаев – ничего похожего, что написано в законодательстве, не получается. Поэтому на этот счет не могу сказать ничего определенного.
От радио – к радио
— Есть вероятность, что вы закроете этот проект?
— Конечно. Сейчас вообще ни в чем нельзя быть уверенным. Я не удивлюсь, если завтра выйду на улицу, и увижу, что не существует больше бизнесов, к которым я привык. Включая мой собственный. Кризис хорош в своей непредсказуемости.
Тем более, что мы пока не развивали этот проект особенно активно, так как набрали других сильно убыточных бизнесов, и в основном воевали с ними. Если же кризис перестанет так влиять на новосибирский бизнес, и деньги у нас будут, то мы начнем активно заниматься этим проектом где-нибудь в марте. А до этого пока будем потихоньку набирать фонотеку. Потом может быть, в проект будут вкладываться более солидные инвестиции. И мы перейдем с первого этапа – развития форматированных станций – ко второму – а это уже подбор музыки под конкретного слушателя.
— Нет ли сожаления, что эпоха ФМ-вещания для вас закончилась?
— Вы знаете, заканчивается все. Нужно спокойно относиться к тому, что жизнь меняется. Можно сказать со злорадством или с сожалением, но я наблюдаю, как заканчивается эта эпоха вообще. И по стране в целом, и в Новосибирске в частности. Это связано еще и с оголтелым демпингом, которые взяли на вооружение некоторые местные станции. Скидки доходили до 81%! Они уронили престиж этого рекламоносителя.
— А как вы сами пришли к радио?
— Достаточно случайно. Во времена перестройки образовывались разные новые бизнесы. Так, родилась фирма «Нанолет», которая тут же превратилась в многопрофильный холдинг, занимавшийся всем, чем ни попадя. И в это время они решили завести радио – договорились с московской «Европой плюс», купили аппаратуру, спутниковую тарелку и посадили друзей-КВНщиков за пульты. Но те ребята больше занимались играми КВН, и бизнес приносил одни убытки. И тут попался я. Владельцы предложили мне стать директором радио. Нас было тогда 5—6 человек, в сутки мы вещали 2 часа, по-очереди с какой-то христианской радиостанцией, которая вещала тоже два часа. И мы буквально работали в одной студии – ужас! 17 октября 1993 года был первый эфир. Я пришел туда через полгода после открытия. Так что 14 лет я отдал радио. А до этого я делал первый эфирный независимый телевизионный канал в Новосибирске. Это было телевидение НГУ. И вещали мы на Академгородок. Это были смешные, кухонные, пиратские времена: каждый вечер мы делали 30-минутную новостную передачу, бегали по городку и снимали какие-то сюжеты, тут же это монтировали и в 6 часов вечера выходили в эфир. После этого, естественно, пускали пиратские мультики, а за ними – художественные фильмы. Это был 1991 год. При нас начали работу телеканалы «Мир» и НТН (кстати, для «Мира» я нарисовал первую телевизионную заставку на компьютере – они пришли к нам как к родоначальникам телевидения и попросили нарисовать. Это были примитивные графические редакторы. Я нарисовал им телевышку, расходящиеся от нее волны и слово «Мир»), они имели более мощные передатчики и покрывали весь город, так что наше вещание на Академгородок утратило смысл. И я без особенных сожалений поменял это дело на радиовещание. Так же, как теперь – поменял радио на радио в Интернете. Всему свое время.
Андрей Гладченко
Андрей Гладченко родился 8 августа 1961 года в городе Кургане. В 13 лет поступил в новосибирскую физматшколу, затем окончил физфак НГУ. В 1991 году, будучи аспирантом НГУ, создал университетское телевидение. В 1994 году был приглашен на первое новосибирское частное радио «Европа плюс» директором, где и отработал 14 лет. За эти годы Гладченко стал владельцем и руководителем медиахолдинга, в который входило 4 сетевые радиостанции и РА «Альянс-медиа». В 2007 году бизнесмен продал свои радиоресурсы «Региональной медиагруппе», сумма сделки по оценкам экспертов составила около 2 млн. долларов. На вырученные деньги Андрей Гладченко приобрел несколько убыточных бизнесов — «ТВ-метро» (рекламоноситель в метрополитене), газету «Николаевский проспект», Городскую курьерскую службу и «Сибирское транспортное телевидение» (ТВ в наземном транспорте). Все этот обошлось ему в 24 млн рублей, еще 8 млн рублей составили убытки за первый год работы, а транспортное телевидение, по словам Гладченко, и вовсе пришлось бросить, в виду абсолютной неработоспособности. Тем не менее, бизнесмен заверяет, что из трех оставшихся новых направлений убыточна сейчас только газета, остальные вышли на окупаемость. Оборот РА «Альянс медиа» в 2007 году составил 182 млн. рублей. В этом году Андрей Гладченко стал президентом ГОРН — городского объединения рекламистов.
Интернет-радио
В январе 2008 года впервые в истории отечественного радиовещания и web-стриминга в Интернете появились независимые от оффлайнового продукта (FM-станций) профессиональные радиоканалы, предназначенные исключительно для прослушивания в Интернете и в которых осуществлена защита от прослушки неподписчиками сервиса, – компания «Проф-медиа» запустила в опытном режиме портал радиостанций 101.RU. На портале имеется 10 подразделов, которые объединяют музыку различных направлений – более 60 каналов.
А уже в мае новосибирский ресурс radio.academ.org пополнили новые станции Андрея Гладченко, работающие под зонтичным брендом «Квинта»: «Queenta – Hit», «Queenta – Chill Out» и «Queenta – 90’s». Гладченко решил начать с набора традиционных унифицированных форматов: хит, музыка 90-х и Lounge. До конца года планируется уже 20 интернет-радиостанций. А следующий этап – создание не форматного радио, а интерактивного. Т.е. возникнет индивидуальный пользовательский контент, который будет определяться интерактивно на уровне психофизиологии и создаваться на основе определенных научных знаний о правилах его построения.
Гладченко вложил в проект более 1, 5 млн рублей. И пока «Квинта» остается лишь убыточным хобби, так как денег она не приносит. Даже контекстную рекламу бизнесмен пока не продает, так как считает, что аудитория слишком мала, чтобы заинтересовать рекламодателей. Правда, крупнейший российский радийный Интернет-портал 101 тоже пока работает бесплатно.