Читают все

В течение трех дней — с 17 по 19 ноября — в Новосибирске проходил Первый книжный фестиваль. Фестиваль, организованный по типу отшумевшего летом Московского (который в свою очередь является младшим братом Эдинбургского), стал пилотным в большом российском проекте — серии книжных фестивалей в городах России. Фестиваль проходил на двух площадках: основная программа — в ДК Октябрьской революции, детская — в театре кукол.

Форматы мероприятий были самыми разнообразными — от «завтрака со звездой» (Петр Вайль и Виктор Ерофеев), на котором публика получала кофе с булочкой, до видеоклипов, снятых на поэтические тексты современных авторов; от дегустации чая и коньяка до советских песен в исполнении Льва Рубинштейна. Дмитрий Александрович Пригов устроил джазовый перформанс; Мария Арбатова презентовала последнюю книгу «Дегустация Индии» и нового мужа-индуса; Линор Горалик и Тимур Кибиров представляли акцию «Открытый стих» (стихи современных российских поэтов на бесплатных открытках), Леонид Костюков — свой литературный медиажурнал «Девушка с веслом».

Дмитрий Быков поразил всех бьющей через край энергией и витальностью, успев подискутировать с Ильей Стоговым о телевидении, представить свою последнюю книгу «ЖД», почитать прозу, стихи и сказки, написанные в соавторстве с женой. Фантастику на фестивале представляли Михаил Успенский, Леонид Каганов и новосибирец Геннадий Прашкевич, спорт — Игорь Рабинер с книгой «Как убивали «Спартак», современную немецкую литературу — критик и телеведущий Николай Александров. Поэтическая часть фестиваля вызвала наибольший интерес публики (которой, несмотря на довольно скромную рекламу, было изрядное количество).

Едва ли не самое яркое выступление — поэтический турнир москвича Андрея Родионова и новосибирца Виктора Иванiва, осыпающих друг друга градом стихотворений. Весьма любопытным стало выступление поэтической группы «Шорохо», состоящей из молодых новосибирских поэтов. Мне был особенно приятен (поскольку выступал модератором этого мероприятия) аншлаг в зале, где выступала под занавес фестиваля «сборная новосибирской поэзии»: Игорь Лощилов, Андрей Щетников, Георгий Селегей, Александр Пименов, Дмитрий Рябов и Александр Самосюк. Детская программа, звездой которой был Эдуард Успенский, включала показ мультфильмов.

Была ночная программа «Книжки ночью»; были фильмы Дзиги Вертова, Куросавы, Брессона и Сколы; были концерты группы «Ундервуд» и Александра Ф. Скляра, исполнявшего песни Вертинского. Новосибирск, не без самоуверенности называющий себя «столицей Сибири«, далеко не во всех сферах соответствует столичному статусу. Но вот в сфере культуры и искусства, мне кажется, дела обстоят не так плохо. Город «Сиб-Альтеры» и «монстрации» получил еще и книжный фестиваль, показавший «товар лицом» в буквальном смысле — писателей, составляющих лицо современной российской литературы. Причем писателей, что называется, серьезных, совсем не массовых — даже те из них, кто вхож на телевидение (Быков, Вайль, Ерофеев), известны публике практически только по каналу «Культура», не самому рейтинговому.

Тем не менее залы были практически полны, и что радостнее всего — основной публикой была молодежь. Плотность событий на квадратный метр и единицу времени была высока настолько, что публика чувствовала легкую эйфорию. Я сам, разрываясь между стихами и прозой, смог увидеть и услышать меньшую часть. Если взяться назвать, например, три имени — это будут имена Петра Вайля, Дмитрия Быкова и Андрея Родионова. Вайль представил свою новую книгу «Стихи про меня», премьера которой в Москве состоится только в декабре, — книги о любимых русских стихах прошлого века.

Дмитрий Быков — в силу величины не только темперамента, вездесущности и плодовитости во всех жанрах, но и таланта тоже. А Андрей Родионов, мне кажется, самый значительный поэт нового времени, нашедший язык и интонации для описания нашей сегодняшней реальности. Я бы сравнил его с молодым Маяковским — и уверен, что в этом нет преувеличения. Организован фестиваль (среди партнеров — агентство «Открытая Сибирь«, компания «Топ-книга») был если и не идеально, то очень хорошо. Успех мероприятия оказался настолько очевидным, а интерес к нему был столь высок, что директор фестиваля Александр Гаврилов после окончания мероприятия выразил надежду на то, что Первый новосибирский фестиваль не станет последним.

Comment section

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *