Алексей Хиторв, «Деловой квартал — Красноярск»
История предпринимательства одного из старожилов красноярского медийного рынка Олега Безруких не похожа на типичную бизнес-стори. Желание заработать, запустить собственное дело и тому подобные стремления не были главными мотивами, приведшими его в телевизионный бизнес.
фото: www.prima-tv.ru Олег Безруких родился 15 апреля 1962 г., г. Томск. Им двигало желание создавать что-то новое. Даже сейчас, будучи руководителем одной из самых известных продюсерских компаний города — «Линия производства», он предпочитает не называть себя бизнесменом. «В первую очередь, я творческий человек. Возможность создавать для меня первична», — подчеркнул Олег Безруких.
«Все началось с желания “похулиганить”
Творческий подход к делу Олег Безруких проявил уже в самом начале предпринимательской карьеры, когда запускал свой первый бизнес — агентство по переводам. “Я решил воспользоваться своим главным на тот момент “активом” — знанием иностранных языков — и открыл агентство, которое назвал “ Бюро переводов Безруких”. Помню, как сам себе делал визитки “методом фотографии”: рисовал эскиз, снимал его на камеру, потом печатал снимок на бумаге и разрезал ножницами”, — вспоминает г-н Безруких. Кроме письменного перевода текстов на иностранные и с иностранных языков, бюро пыталось оказывать разнообразные дополнительные услуги, которые можно смело назвать “лингвистическим сопровождением бизнеса”. Фишка агентства — не только профессиональный технический перевод, но и его корректное оформление: в перевод переносились все рисунки, графики, схемы, при этом перевод получался максимально приближенный к оригиналу по стилю и оформлению.
По его признанию, в этом бизнесе он не слишком преуспел и вскоре по собственной инициативе ликвидировал агентство. “Я никогда не владел искусством продаж. Вот и в этом деле не смог как следует продать свои способности”, — с долей самоиронии говорит Олег Безруких.
В начале 90-х началась его карьера в медийном бизнесе. “Тогда это, конечно, был еще не бизнес. Просто мы с моим другом Владимиром Перекотием решили попробовать себя в качестве радио— и телеведущих, для чего устроились работать на единственную тогда в Красноярске независимую телерадиокомпанию “Местное время” (на базе КГТРК). Причем ни о какой рекламе мы не помышляли, нас манила перспектива “похулиганить”, поснимать забавные сюжеты и тому подобное. Надо сказать, местное телевидение было тогда чрезвычайно пафосным, что и натолкнуло нас на создание пародийных сюжетов. Так, мы сняли целую серию романтических телеочерков (популярный тогда жанр на местном ТВ), которые объединили в цикл под названием “Без дураков”, — вспоминает Олег Безруких.
По его словам, их с г-ном Перекотием “забава” получила широкий общественный резонанс. “Особенно удачной вышла “новелла” о буднях рабочего-разводчика Коммунального моста. После этого в Красноярске пошел слух о том, что мост действительно разводится, а один из крупных тогда “теледеятелей” заметил: “Да ведь это пародия на наше телевидение”, — смеется Олег.
Именно в это время “телевизионным хулиганам” поступило предложение снять ролик “за деньги”. “Тогда в городе как раз зарождался бизнес, на телевидение пришли какие-то люди и спросили, не хотим ли мы сделать для них рекламный сюжет. Мы подумали: почему бы и нет? И пошло-поехало. В 1991 году мы с Владимиром Перекотием и Дмитрием Андрющенко зарегистрировали “Рекламное бюро Анатольевых”, в котором стали собственниками в равных долях. С этого времени и начался именно бизнес”, — рассказывает г-н Безруких.
“Мы не искали клиентов, они сами приходили к нам”
Времена “Бюро Анатольевых” Олег Безруких вспоминает как “золотой век” красноярского рекламного рынка. “Это было время бурного развития рекламного бизнеса. У нас не было нужды искать клиентов, они сами приходили к нам и просили снять рекламу. С другой стороны, наша компания была одной из первых на рынке, мы сами задавали себе каноны, многие вещи брали из головы, сообразуясь с собственным опытом и тогдашними законами о рекламе. В то время, например, можно было рекламировать алкоголь и финансовые пирамиды. И одним из наших “хитов” стала рекламная кампания “Золотой Долины” — водочной марки, а потом и финансовой компании. Впоследствии она рухнула, но мы получили неоценимый опыт. Та работа была хороша и тем, что мы могли позволить себе ездить в Москву, снимать ролики, причем “киношные” ролики — с хорошей постановкой и актерской работой. В то время мы выступали отчасти сценаристами, отчасти посредниками между телекомпаниями-производителями там и заказчиками рекламы здесь. Это дало нам возможность изучить технологии, по которым строится бизнес видеопроизводства, что очень помогло впоследствии, когда мы стали делать полностью собственные видеопродукты”, — рассказывает Олег Безруких.
Он уверен, что “Рекламное бюро Анатольевых” было одним из лучших в свое время на медийном рынке Красноярска. Тем не менее, просуществовав около пяти лет, оно закрылось. “Мне не хотелось бы в подробностях освещать причины его закрытия, поскольку это произошло на почве личностного и одновременно делового конфликта. Скажем так, причиной ликвидации бюро стала некорректная сделка, совершенная одним из акционеров”, — пояснил г-н Безруких.
Положительным моментом в этой истории стало то, что на “руинах” “Бюро Анатольевых” возникли сразу три известных ныне красноярских рекламных агентства: “Медиафабрика”, творческое объединение “Дела” и продюсерская компания “Линия производства”. “Через год-полтора после развала “Бюро Анатольевых” возник проект с похожим названием “Анатольев и партнеры”, куда я тоже был приглашен на работу. Однако через некоторое время понял, что не смогу совмещать работу в нем с собственным бизнесом, и вышел из компании”, — говорит Олег Безруких.
“Я не очень люблю людей и не слишком хорошо умею с ними работать”
Запуская “Линию производства”, г-н Безруких, по собственному признанию, не планировал создавать крупное медиа-предприятие. “У меня нет амбиций “большого” бизнесмена, “Линия производства” — тот формат бизнеса, который мне ближе всего. На постоянной основе у нас работают не более 10—12 сотрудников, и мы беремся за те проекты, которые нам по плечу. Что касается некоего сложного, крупного и разветвленного бизнеса, то, боюсь, я не способен к управлению им. Я отдаю себе отчет в том, что я не “вырулю” его как управленец, как предприниматель. Честно, я не очень люблю людей и не слишком хорошо умею с ними работать. Иными словами, со мной работают только те, кто меня хорошо понимает. С другими у меня не получается сотрудничать. У меня в жизни было несколько расставаний на этой почве, как “тихих”, так и скандальных. Поэтому я сделал для себя выводы: мой формат — это небольшая авторская контора, которая “заточена” под одного автора, диктующего общую стилистику. Однако это структура, способная “вытягивать” такой проект, который не потянут другие, даже более крупные организации. Смею утверждать, что, например, снимать корпоративные фильмы и сложно-постановочные ролики уровня “Линии производства” могут очень немногие в Красноярске”, — уверяет Олег Безруких.
“Каждое “творческое движение” должно быть оплачено”
Рассказывая о своем отношении к бизнесу, г-н Безруких вспомнил такую историю. “В числе наших клиентов была очень импульсивная женщина — рекламный менеджер одной из компаний. Так вот, она прибегала к нам, бросалась в кресло и восклицала: “Ну, забрасывайте меня идеями, забрасывайте!” То есть позиция клиента была такова: “Покажите мне что-нибудь, может быть, я и куплю”. Мы, в свою очередь, занимали другую позицию: “О чем вы говорите? Нам, гениям креатива! Заплатите — тогда, может быть, мы что-нибудь и придумаем”. Вот столкновение этих позиций и родило наш принцип “каждое “творческое движение” должно быть оплачено”, — рассказывает Олег Безруких.
По его мнению, большинство заказчиков в принципе не способно на бесплатных условиях выбрать хорошую идею. “Помню, одно время были в моде так называемые бесплатные тендеры. Тот или иной игрок на весь рынок заявлял: кто “похвалит” меня лучше всех, тот получит заказ на рекламную кампанию. Расчет был на то, что рекламисты кинутся что-то придумывать в надежде на заказ. На самом же деле это был не более чем “треп”, тендеры заканчивались ничем.
Надо понимать, что заказчик с серьезными намерениями сначала заплатит всем компаниям-участницам тендера, только тогда у него будет стимул выбрать наиболее достойную идею. Однако на моей памяти не более двух-трех таких примеров. В 90-е “Стромкомбанк” по такому принципу выбирал рекламное агентство. Не помню уже, кто победил, но довольны остались все участники конкурса. При этом сам заказчик потратил на их предварительные идеи совершенно не принципиальную сумму”, — вспоминает г-н Безруких. По его словам, на заре своего бизнеса он сам становился “жертвой” бесплатных тендеров, однако сейчас его на эту удочку не поймаешь. “Даже когда ко мне с таким предложением приходит знающая, продвинутая девочка-менеджер, я уверен на сто процентов, что ее ограниченному боссу мои креативные идеи на фиг не нужны”, — говорит г-н Безруких.
По его утверждению, большинство местных предпринимателей думают, что реклама им вообще не нужна. Поэтому и отношение к труду рекламистов соответствующее. “Они считают, что их продукт покупают просто потому, что он “хороший”. Пожалуй, необходимость в рекламе осознали лишь те, у кого конкуренция зашкаливает, например, оконщики, сотовики. Они знают, что у них одинаковый товар, одинаковые услуги, и только качественной рекламой можно завоевать потребителя”, — утверждает Олег Безруких.
“На “Программе о рекламе” мы не заработали ни копейки”
Свой бизнес г-н Безруких старается выстроить так, чтобы оставалось время для личного творчества и самовыражения, которые по-прежнему остаются для него первичными понятиями. Он сам шутит, что как телеведущего его знает гораздо больше людей, чем как директора рекламного агентства. “Нашим первым телепроектом была “Программа о рекламе”, причем это оказался сугубо “благотворительный” проект. Мы ни черта не зарабатывали на нем, хотя программа выходила уже в то время, когда никто не верил, что о ком-то можно бесплатно и при этом позитивно рассказать с телеэкрана. Но, Бог свидетель, мы ни копейки не взяли ни за один сюжет на протяжении 4 лет. При этом мы рассказывали о передовых опытах и новых решениях в рекламном бизнесе и тем самым “продвигали” марки и компании, о которых говорили”, — вспоминает Олег Безруких.
Такой “альтруизм” он объясняет двумя причинами. “С одной стороны, нам хотелось быть “просветителями”. Чего греха таить, это в какой-то степени приятно. С другой, мы как бы “готовили” себе клиентов, потому что с образованным заказчиком работать все-таки легче. Немаловажно и то, что благодаря нашей “бесплатности” мы были независимыми и могли позволить себе критику и некую вольность самовыражения”, — говорит Олег Безруких.
Так, он вспоминает, что за некоторые “вольности” ему даже поступали угрозы. “В частности, мы публиковали оценки рекламных затрат красноярских компаний и предприятий на основе газетных макетов. Просто измеряли площадь рекламного макета и подсчитывали его стоимость, исходя из официальных прайсов. Затем объявляли в эфире, что такая-то компания затратила столько-то средств на рекламу. После этого, случалось, что мне звонили и пониженным голосом намекали, что считать деньги в чужом кармане нехорошо”, — с улыбкой вспоминает Олег Безруких.
Свой последний телепроект “Понедельник начинается” он называет не иначе как желанием “потешить тщеславие свободы слова”. “Собственно, идея создания проекта не моя. Меня пригласили в него в качестве автора. К сожалению, выход программы сейчас прекратился из-за смерти идейной вдохновительницы, моей одноклассницы и близкой подруги Татьяны Ковальчук. Она и была инициатором проекта и одновременно человеком, который находил средства для создания программы. Мы не теряем надежд на возобновление “Понедельника”, потому что, на мой взгляд, проект не исчерпал себя”, — говорит Олег Безруких.
“Клиент поумнел, но рекламный бизнес это испортило”
Директор “Линии производства” называет самого себя рекламистом из 90-х. Именно тогда, по его мнению, отечественные рекламисты создавали “шедевры” рекламного искусства. Сейчас же, по мнению Олега Безруких, реклама стала продуктом исключительно технологическим. “Сегодня реклама — это уже не творчество. Она все больше теряет элемент креатива, содержательности. Меня это, естественно, не радует, потому что я привык к рекламе 90-х, когда каждый ролик был почти как маленькое кино. Вспомните хотя бы рекламный сериал банка “Империал” на исторические сюжеты. Сейчас такая реклама не идет. Предпринимательский “пипл не хавает”, — сетует Олег Безруких.
По его мнению, реклама “испортилась” потому, что “поумнел” рекламодатель. “Действительно, клиент сегодня “пошел” все более знающий, образованный. Но, как выяснилось, это не всегда приводит к позитивным последствиям. Сейчас, например, заказчики прислушиваются к маркетологическим исследованиям, а они говорят о том, что креатив в рекламе сегодня не нужен, дескать, он не продает. Юмор тоже прочь из рекламы — народ не поймет. Пусть лучше в вашем ролике будут милые люди, которые в милой обстановке будут мило есть какую-то еду, туповато улыбаясь при этом К сожалению, сейчас в рекламе побеждает именно такой подход”, — констатирует Олег Безруких.
Он на собственном опыте убедился, что жанр креативных роликов сейчас отмирает. “Заказ на них очень небольшой, все меньше клиентов интересуются этим жанром. Поэтому недостаток заказов на них мы пытаемся компенсировать съемками корпоративных фильмов и телепередач”, — утверждает г-н Безруких.
Тем не менее он не теряет надежды на “ренессанс” рекламной культуры: “Думаю, что сохранится группа рекламодателей, которые докажут на своем примере, что креатив продает продукт. Так же как сохранится и потребитель креативных роликов. В этом смысле я надеюсь на интернет. Его аудитория явно склонна более ценить креатив, нежели милых людей, жующих милую еду. Если найдется канал, который объединит таких продвинутых зрителей и рекламодателей, то вполне возможно, что там найдется место креативному творчеству. А “ящик” останется “милым” людям”.
“Я “коллекционирую” хорошие эмоции”
На вопрос о том, как он предпочитает проводить досуг, Олег Безруких отвечает издалека: “Как-то я слушал по радио интервью с известным журналистом и политологом Михаилом Леонтьевым, в котором он на аналогичный вопрос ответил: “Да как еще? Пьянствую”. Вот, так же и я (смеется). А если серьезно, то когда позволяет время, я езжу за границу. Причем путешествовать люблю “дикарем”: самостоятельно найти “пристанище”, продумать маршрут и так далее. В общем, чтобы ни от кого не зависеть и полагаться только на себя. Одно из моих последних увлечений — гонки “Формула-1”. Я уже побывал на нескольких этапах чемпионата мира, в этом году тоже собирался поехать, хотел даже попробовать сам “порулить” (сейчас есть такая услуга), но не “срослось” — все лето пришлось “пахать”. Сейчас планирую все же съездить на ближайший этап в Сингапур, на первую в истории ночную гонку.
В остальном мой отдых более чем традиционен — провожу время на одной из дач. Их у меня две. Каких-то хобби у меня нет. Я ничего не коллекционирую, разве что хорошие эмоции”, — улыбается Олег Безруких.
О своих профессиональных планах он говорит скупо — боится сглазить. “Мы готовим к реализации полномасштабный телевизионный проект, связанный с актерской работой и таким понятием, как “продакт плейсмент”. Сейчас полным ходом идет подписная программа — мы ищем инвесторов. Подробности проекта раскрывать не стану, но это однозначно будет новая форма, новый шаг в области продакшн, и если все получится, то в Красноярске появится новая интересная технология рекламного продвижения. От традиционных форм рекламирования сейчас уже “блюют” все: и рекламисты, и рекламодатели, и потребители. Поэтому мы надеемся, что найдутся люди, готовые вложить деньги в наш проект”, — поделился планами г-н Безруких.
Планы на личную жизнь он раскрывает более охотно: “Я всем говорю, что хочу еще раз жениться и родить еще как минимум одного ребенка. Я это люблю, и у меня это получается”.