В этот день мы должны иметь все права

10 декабря отмечается Всемирный день прав человека. Как и большинство современных праздников, дата проведения этого Дня — не случайна. Именно 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека

У известного новосибирского художника-карикатуриста В. Степанова есть такой рисунок. Класс. За партами сидят закованные рабы. Один из них, тоже в кандалах, пишет мелом на доске: «Да здравствует феодализм — наше светлое будущее!» Этот рисунок очень точно подчеркивает относительность свобод и прав человека. В различные века, в различные формации, в разных странах люди стремятся к очень разным свободам и правам.

Именно потребность в правах закладывает долгосрочные ориентиры деятельности и отдельной личности, и больших общественных групп. Для нашей страны все это имело особое значение. На каком-то этапе развития в СССР сформировалась весьма активная группа лиц, получившая название «правозащитники». Разумеется, деятельность этих групп протекала преимущественно в Москве, но самым неожиданным образом правозащитники были поддержаны оттуда, куда прежде ссылали политических и прочих преступников.

Как ни странно, в конце 50-х — начале 60-х годов ХХ столетия именно Сибирь, точнее ее небольшая часть, были подлинным «островом свободы». Речь, разумеется, идет о новосибирском Академгородке. Он был основан академиком М. Лаврентьевым в 1957 году — то есть как раз на старте хрущевской «оттепели». И Хрущев много раз приезжал сюда. Ему, вне всякого сомнения, нравилось здесь бывать. Надо думать, не только потому, что создание форпоста российской (тогда, конечно, советской) науки шло достаточно успешно. Но еще и потому, что идеи оттепели с ее наметками гражданских свобод в Академгородке проявлялись особенно явственно.

Молодые мыслящие ученые очень быстро оценили преимущества удаленности от центра. Оценили отсутствие «над головами» высокого партийного и чиновничьего руководства и присутствие таких патриархов науки, которые часто бывали (а то и жили!) за границей и отличались демократизмом. В общем, очень скоро новосибирский Академгородок стал «стягивать» к себе все фрондерство. Здесь регулярно бывают Вознесенский, Высоцкий, Евтушенко, Эрнст Неизвестный, писатели-фантасты братья Стругацкие (их творчеству в ту поры была присуща серьезная оппозиционность коммунистическому режиму). Здесь открывается первый после разгрома в 1948 году в СССР передовых биологических наук институт «лже-науки» генетики. И это несмотря на прямой запрет Н. С. Хрущева, который находился под влиянием «народного академика» Лысенко.

В Академгородке в те годы была совершенно особая — открытая! — атмосфера. И чуть позже многие из ученых поплатятся за это. Тем более что к тому моменту власти уже поняли: дух свободомыслия, свившей себе «гнездо» под Новосибирском, необходимо обуздать. Насколько серьезно воспринимали угрозы основам тоталитарного строя со стороны ученых, говорит тот факт, что в Академгородке решили выстроить огромное … военное училище политруков. Армейских политработников. Тех, кто в случае чего не дрогнувшей рукой «придушит гадину». Был даже план оккупации Академгородка курсантами училища, если, не дай Бог, ученых понесет не туда.

И ученых понесло.
После первого шумного судебного процесса над правозащитниками Синявским и Даниэлем множество ученых поставили свои подписи под письмом протеста. Их вызывали по одному, предлагали отозвать свою подпись, обещали посты, повышение зарплат, грозили карами. Кто-то дрогнул. Но большинство остались верны своим принципам и уверенности в правах человека. И тогда им показали «кузькину мать». Кандидатов и докторов наук безжалостно выбрасывали с работы. Исключали отовсюду, откуда только можно исключить. Многие из них в буквальном смысле сгинули в безвестности и нищете.
А потом был 1968 год. Знаменитое на всю страну выступление в Академгородке барда Галича. И новый виток репрессий. И против Галича (все закончилось лишением его гражданства, выдворением из страны и странным самоубийством), и против тех, кто посмел дать слово «антисоветчику». А потом был ввод советских войск в Чехословакию, возжелавшую, видите ли, свобод. И снова из Академгородка послышались голоса протеста. И тогда терпение властей иссякло окончательно. Примерно из 40 различных общественных объединений Академгородка осталось… два. Только жаль, что продавцы/участники часто ударяются в крайности и преподносят всё это ужасно, не в тему, навязчиво, вообще не умеючи. Если бы нам так навязчиво на каждом углу втюхивали майонез, мы бы все тоже плохо относились к этому продукту и его продавцам ) Оба с танцевальным уклоном.
Разогнали все. Был похоронен знаменитый «Факел» — прообраз нынешних российских рыночных структур и единственный в истории страны удачный пример массового внедрения научных разработок. Так «вольницу» ликвидировали. Но ее отголоски еще долго были слышны в стране. И каким-то боком сыграли свою «роль» в исчезновении коммунистического режима.
Ведущий рубрики «Другие праздники»
Павел ГОЛУБЕВ, «»

Comment section

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *