Алина Соломина, ИД «Алтапресс»
Край готовится к празднику. В Барнауле это заметит даже случайный приезжий — на каждом киоске и магазине красуются плакаты, извещающие о 70-летии края, а эмблему юбилея можно увидеть в самых неожиданных местах. Вот об этой эмблеме и пойдет речь.
В ноябре прошлого года администрация края объявила конкурс на создание юбилейной эмблемы. Присланные на конкурс варианты оценивала рабочая группа по подготовке к празднованию мероприятия под руководством вице-губернатора Николая Черепанова. Из более чем ста эскизов выбрали эмблему, разработанную Ириной Хохловой, художником-постановщиком Тальменского межпоселенческого дома культуры.
Участвовали ли в разработке эмблемы профессиональные дизайнеры? Второй вопрос — почему не озаботились тем, чтобы эмблема правильно использовалась и «работала»?
Как этим пользоваться?
— Когда стоит задача оформления мероприятия такого уровня как юбилей края, нужно создать единый корпоративный стиль, чтобы чувствовалась масштабность праздника, создавалась особая атмосфера, — рассказывает Алексей Шелепов, арт-директор издательского дома «Алтапресс». — Для этого необходимо не только разработать эмблему мероприятия, но и представлять себе, как этим знаком пользоваться. Иначе говоря, как его можно применять в полиграфии, в наружной рекламе, на основных носителях — плакатах, фотографиях, пакетах, футболках. Задача дизайнера — четко задать цветовое решение эмблемы, определить, как она будет выглядеть в черно-белом варианте или, например, в сочетании с гербом.
В ситуации с эмблемой к 70-летию края ничего этого сделано не было. В результате на плакатах и трассовых модулях можно увидеть юбилейные знаки не только разного цвета, но и с различными пропорциями, с вариациями в «начинке» — то с колосками и шестеренкой, то без них. Как результат — нет единства стиля, а деньги хоть и потрачены, но очевидно, что впустую.
Надо как в Сочи
— Отличный пример того, как должен работать знак, был продемонстрирован в связи с заявкой России на право принимать Олимпиаду-2014 в Сочи, — считает Шелепов. — Сначала была создана эмблема, затем фирменный стиль, элементы которого появились на самых разных носителях и создали определенное настроение. В случае же с алтайским юбилеем символика не «работает», потому что был упущен из внимания такой простейший маркетинговый механизм, как единый корпоративный стиль.
К слову. Не однажды из уст чиновников приходилось слышать возмущение тем, что в Барнауле наружная реклама низкого качества. Но вряд ли у кого-то сейчас повернется язык назвать шедеврами «праздничные» трассовые модули и юбилейные плакаты. И чем ближе к юбилею, тем больше макулатуры сомнительного качества на наших улицах. По крайне мере все до единого магазины на проспекте Ленина уже «украшены» плакатами «277 лет Барнаулу, 70 лет Алтайскому краю». Что интересно, владельцев магазинов, которые зачастую очень трепетно относятся к своему фирменному стилю, обязывают эти плакаты покупать.
Комментарии дизайнеров
Владимир Филатов, директор студии «Дарт»:
— Эта эмблема плохо смотрится даже на бочке с квасом. Я вот сейчас ходил в магазин, видел модуль рекламный, там ансамбль «Иван да Марья» и эмблема эта — понимаете, это даже не смешно. Представьте, какое формируется представление о нашем регионе… Обидно.
Проблема даже не в том, что эту эмблему разрабатывали неспециалисты. Все это должно было быть иначе: нужно отдать эмблему в разработку профессионалам, которые сделали бы работу качественно. И выбирать должны компетентные люди, а то ведь впустую столько сил, материалов потрачено.
Роман Новожилов, директор студии Comdesign:
— Эта эмблема более чем тривиальна. Нет ни композиции, ни идеи, ни нормального цветового решения. Просто собрали в одном месте традиционные штампы — шестеренку, колосья, лавр. Размещение надписи на фоне карты — в принципе неудачное решение, которое никак не «работает». Просто пошли проторенным путем.
Александр Целовальников, член правления Алтайского отделения Союза дизайнеров России, дизайнер-график:
— С одной стороны, может быть, эта эмблема и к месту — к 70-летию края она возрождает традиции безвкусия совдеповских времен. Плакатно-стенгазетное творчество. Если же ориентироваться на визуальную культуру сегодняшнего времени, то это ни в какие ворота не лезет.
У меня есть опыт работы не только в России, но и за рубежом, я знаю, как устраиваются тендеры к аналогичным мероприятиям или для коммерческих компаний. У нас ничего этого нет, более того — профессионалов вообще не спросили! Между тем на Алтае есть отделения Союза дизайнеров и Союза художников, творческие группы и объединения, адреса и телефоны которых чиновникам хорошо известны. Нужно было выбрать лучших из лучших, тогда не получилось бы, что эмблемой праздника стала такая келейная вещь.
Мнение чиновника
— Одна из задач конкурса была привлечь жителей края к подготовке праздника, чтобы они почувствовали себя причастными к нему, — комментирует Евгений Нечепуренко, начальник управления Алтайского края по печати и информации. — И это удалось, в конкурсе активно участвовали и дети, и взрослые. Несколько дизайнерских студий также представили свои варианты, но рабочая группа выбрала именно вариант Ирины Хохловой.