Елена Жолобова, Александра Закирова, «Деловой квартал»
Полноценная экспансия федеральных кинотеатральных сетей в регионы только началась. Ключевые игроки озвучивают грандиозные планы, заявляя о запуске десятков новых кинотеатров в городах-миллионниках. Независимые аналитики сомневаются в реальности этих планов: в крупнейших мегаполисах рынок кинопроката уже близок к насыщению. Строительная гонка, в которую киносети оказались втянуты благодаря девелоперам торгово-развлекательных центров, может обернуться стремительным падением рентабельности для всех операторов рынка.
Сегодняшнее присутствие федеральных кинотеатральных сетей за пределами двух столиц пока незначительно. Самую крупную региональную сеть (14 кинотеатров/44 зала) имеет компания «Киномакс», что вполне сопоставимо с размерами новосибирской сети «Арт Сайнс Синема» (9 кинотеатров/27 залов) или екатеринбургской сети «Премьер-зал» (16 кинотеатров/23 зала). Лидер по количеству кинотеатров в России «Каро Фильм» в регионах имеет лишь четверть всех своих точек — 7 кинотеатров/36 залов. В первую десятку крупнейших киносетей за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, по версии «Невафильм Research», входят также столичные «Синема Парк», «ИнвестКиноПроект» (ТМ «Киноплекс») и «Роскино», причем первые два игрока имеют в регионах всего по три 8—9-зальных мультиплекса и в крупнейших операторах числятся за счет большого количества залов. По оценкам «Невафильм Research», все вместе крупнейшие федеральные киносети по количеству залов занимают не более 17% на рынке кинопоказа в России.
Маяки для «федералов»
Сегодня федеральные операторы заявляют о желании значительно увеличить свое присутствие в регионах. По прогнозам игроков, активная экспансия развернется в ближайшие три-четыре года и коснется практически всех городов-миллионников.
Самые грандиозные планы у сети кинотеатров «Киномакс». До 2010 года компания рассчитывает добавить к своей сети не менее 50 современных мультиплексов.
В планах столичной сети «Синема Парк» открыть в регионах к 2010 году как минимум 20 многозальных кинотеатров. «Те три кинотеатра, которые мы имеем сейчас в регионах — в Тюмени, Челябинске и Набережных Челнах, — это только начало, — говорит Кирилл Иванов, заместитель генерального директора сети “Синема Парк”. — Уже в этом году мы откроем не менее 4 мультиплексов в регионах — два в Уфе, один в Перми и один в Новосибирске. В планах следующего года — Волгоград. Дальше будем двигаться еще в 17—18 городов, включая Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону. Под вопросом остаются Самара и Краснодар».
По расчетам г-на Иванова, емкость рынка одного города-миллионника — 3 современных мультиплекса с общим количеством залов 24—25 плюс 1—2 небольших кинотеатра.
Не менее масштабные планы вынашивает компания «ИнвестКиноПроект», строящая сеть киноразвлекательных центров под маркой «Киноплекс». В августе они планируют открыть второй кинотеатр в Екатеринбурге (в ТЦ «Карнавал») на 6 залов, а к 2011 г. довести число киноплексов в уральской столице до пяти. «В городах с населением больше 1 млн человек мы рассматриваем потенциал в 4—5 кинотеатров нашего формата», — озвучивает планы сети Алексей Сидоров, директор развития сети ГК «ИнвестКиноПроект». Помимо Екатеринбурга компания намерена открыть киноплексы в Челябинске, Самаре, Уфе, Новосибирске, Волгограде. «Под вопросом Ростов-на-Дону и Нижний Новгород — из-за недостатка подходящих проектов ТЦ — и Красноярск — из-за его удаленности от столицы», — добавляет г-н Сидоров.
В сети кинотеатров «Каро Фильм» признают, что рынки кинопоказа в Екатеринбурге и Челябинске уже достаточно развиты, а в Новосибирске и Самаре и вовсе близки к насыщению. Однако в компании считают, что при удачном выборе местоположения будущего кинотеатра сеть может успешно зайти даже в насыщенные города. Для сети кинотеатров «Каро Фильм», по словам генерального директора Игоря Ильчука, наиболее привлекательны рынки Новосибирска, Нижнего Новгорода и Ростова-на-Дону (каждый из них в состоянии принять от 3 до 7 кинотеатров). В 2007—2008 гг. помимо 5 кинотеатров в Москве и 2 кинотеатров в Санкт-Петербурге компания планирует открыть по одному кинотеатру в Уфе, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Самаре и подмосковном Орехове-Зуеве.
Кинотеатрам скоро не хватит зрителей
Стремление кинотеатральных сетей расширяться за счет регионов понятно. Столичные рынки насыщены, регионы начали подтягиваться по уровню доходов. Радужную картину светлого будущего дорисовывают международные аналитики. По прогнозам компании PricewaterhouseCoopers, входящей в четверку крупнейших в мире аудиторско-консультационных агентств, к 2011 г. кассовые сборы в российских кинотеатрах вырастут более чем вдвое и достигнут $941 млн, а посещаемость увеличится на 55% — до 155 млн посетителей в год. Такой внушительный рост в PricewaterhouseCoopers связывают с ростом доходов населения и развитием киносетей в регионах.
«Российский кинорынок будет стабильно расти, ведь сейчас степень его насыщения всего около 20—25%, — утверждает Игорь Ильчук. — Сегодня в России около 1400 кинозалов, т.е. на 100 тыс. человек приходится всего 0, 96 зала, это очень маленькая цифра. Для сравнения: в Италии на 100 тыс. человек приходится около 5 залов, в Германии и Великобритании — приблизительно 6 залов. Потенциал нашей страны в ближайшие годы — 4—5 тыс. экранов, и мы хотим активно участвовать в их открытии».
Российские аналитики дают прямо противоположные прогнозы. Согласно данным специализированного журнала «Кинобизнес сегодня», кассовые сборы на российском кинорынке действительно растут, в 2006 году — на 30%, к концу 2007 года — на 23%, а вот посещаемость стагнирует. По словам Сергея Лаврова, редактора отдела статистики журнала «Кинобизнес сегодня», количество зрителей по итогам 2006 года выросло всего лишь на 10%, и по сравнению с 2003 годом рост посещаемости замедлился в 6 раз. «К концу 2007 года количество зрителей прибавится на 7—8%, а в следующем году не будет уже никакого роста», — прогнозирует он.
Кассовые сборы, по утверждению аналитиков, сейчас растут в основном за счет цены билета. К концу 2007 года средняя стоимость посещения киносеанса вырастет на 13% и достигнет 135 руб. Однако этот ресурс небезграничен. По мнению Сергея Лаврова, максимум, до которого может вырасти средняя цена кинобилета, — 150 руб. «Уже сегодня многих не устраивает нынешняя цена билетов. Реальность такова, что зрители моментально реагируют на поднятие цен и перестают ходить в кино. Благосостояние людей в регионах растет медленно, да и уровень пиратства в нашей стране слишком высок», — поясняет он.
С Сергеем Лавровым согласна Ксения Леонтьева, аналитик компании «Невафильм Research». Она ссылается на данные Росстата, согласно которым россияне около трети доходов тратят на продукты, в то время как европейцы тратят на питание лишь 12—15% своего бюджета. Именно разницей в структуре расходов г-жа Леонтьева объясняет, почему нельзя измерять емкость российского кинотеатрального рынка по западным стандартам. «В европейских городах на 100 тыс. жителей приходится в среднем 8 современных кинозалов. В России же эталоном насыщенности можно считать показатель в 3—3, 5 кинозала на 100 тыс. жителей, к которому близки Москва и Санкт-Петербург», — замечает она.
Превышение этого показателя чревато, о чем свидетельствует пример Казани, где к 1000-летию города построили сразу несколько многозальных кинотеатров. В результате показатель насыщенности в столице Татарстана достиг 4, 04 залов на 100 тыс. жителей, что обернулось снижением общей посещаемости и как следствие — снижением общих кассовых сборов. «Построили кинотеатров больше, чем нужно, зрители “разбрелись” по залам. Чтобы поддержать рентабельность, киносети повысили цены на билеты, и люди стали меньше ходить в кино» — объясняет г-н Лавров.
Между тем некоторые города-миллионники вплотную приблизились к оптимальному показателю насыщенности кинотеатрами. По данным «Невафильм Research», в Екатеринбурге на 100 тыс. жителей уже сейчас приходится 2, 6 зала, в Челябинске — 2, 47, в Новосибирске — 2, 15, в Самаре — 2, 1. Таким образом, в этих городах достаточно всего 1—2 мультиплексов, чтобы достичь оптимального показателя. В Ростове-на-Дону, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске степень насыщенности еще не столь высока — менее 2 залов на 100 тыс. жителей, но и в этом случае есть место только для 3—4 мультиплексов.
Девелоперы открывают собственные кинотеатры
Многие кинотеатральные сети прекрасно отдают себе отчет в том, что потенциал городов-миллионников уже сильно ограничен. В этом не признаются только девелоперы строящихся торгово-развлекательных центров, утверждают все операторы. «Девелоперы провоцируют перенасыщение рынка кинопроката, — констатирует Кирилл Иванов. — Например, в Омске на ближайшие три года заявлено порядка 16 объектов, из них минимум 8 намерены открыть у себя мультиплекс. Кинотеатр воспринимается девелоперами как автоматический эталон качества ТРЦ. И не важно, если рядом уже есть мультиплекс. Их это мало заботит».
Мультиплекс в ТРЦ — самый распространенный сегодня формат кинотеатра. Во-первых, в отдельно стоящие кинозалы заманить зрителя становится все сложнее, замечает Игорь Ильчук. Куда проще сделать это, если помимо просмотра фильмов предложить посетителю другие развлечения. Во-вторых, кинозалы, расположенные в ТРЦ, намного быстрее окупаются. «На строительство такого кинотеатра уходит меньше времени, и оно обходится гораздо дешевле», — объясняет г-н Ильчук. Кирилл Иванов добавляет, что для покупки земли под кинотеатр и строительства киносетям пришлось бы создавать собственные девелоперские структуры: «Намного проще и дешевле дождаться, когда придет крупный инвестор, построит ТРЦ правильного формата, и встать туда».
Поэтому неудивительно, что девелоперы становятся локомотивом развития кинотеатрального рынка. «Они просто навязывают открытие кинотеатров, не думая о последствиях, — замечает Ксения Леонтьева. — В результате уже сейчас сталкиваются с тем, что не могут найти себе оператора». В Петербурге, по ее словам, уже есть несколько девелоперов, которые, не сумев привлечь на свои площади ни один из сетевых кинотеатров, вынуждены были создать собственных операторов кинопоказа. Так было, например, с ТЦ «Июнь»: никто из киносетей не пожелал встать в торговый центр, на одной станции метро с которым (и в гораздо более удачном месте) уже работает кинотеатр «Кронверк Синема». «Группа компаний “Регионы”, строящая по России сеть ТЦ под названием “Июнь”, встречалась с киносетями, в том числе и с нами, — рассказал Кирилл Иванов. — Предложение было такое: они строят 50 объектов, им нужно 50 кинотеатров. Мы ответили, что собираемся открывать не 50 кинотеатров, а только 24 и только в самых лучших местах. Судя по тому, что “Регионы” решили открывать кинотеатры сами, такой ответ дали все киносети, которым поступило подобное предложение».
Альтернативы кинотеатрам в ТЦ пока нет
Как признают аналитики, не считаться с прогнозами о скором насыщении рынков в городах-миллионниках девелоперов и кинооператоров заставляет общая для всех надежда — открыться в самом удачном месте и раньше других, попасть со своими проектами в то заветное число мультиплексов, которое рынок еще воспримет.
Делая ставку на местоположение кинотеатра, от которого, по словам Кирилла Иванова, на 50—60% зависит успех проекта, киносети предъявляют соответствующие требования и к ТЦ. «Торговый центр должен стоять в местах, где уже сформировался пешеходный и автомобильный трафик, — отмечает Алексей Сидоров. — Загородные ТЦ в регионах России для нас пока неинтересны, поскольку в таких центрах кинотеатры не могут создавать самостоятельный поток посетителей — люди не поедут туда смотреть кино».
Чтобы уменьшить свою зависимость от девелоперов, некоторые сети параллельно мультиплексам в торговых центрах развивают формат крупных досугово-развлекательных центров, где основной силой притяжения является уже не шопинг, а сам кинотеатр, вокруг которого выстраиваются боулинг, детская игровая зона и фудкорт.
По такому пути пошла компания «Киномакс», рассчитывающая до конца 2010 года открыть по России около 6 таких специализированных центров, первый из которых появится в конце 2007 года в Челябинске. Борис Асриев, президент компании «Киномакс», озвучивая эти планы РБК Daily, заметил, что на Западе концепция строительства кинотеатров в торговых центрах устарела почти десять лет назад, и там необходимости привлекать людей в кинотеатры шопингом уже нет.
Аналогичной стратегии придерживается и компания «ИнвестКиноПроект», имеющая в своем портфеле также четыре ресторанных бренда (кофейня «Кофенэро», суши-ресторан «Мисаго», фастфуд «Блин Сметаныч» и пиццерия «Лос пиратос»). Первый пробный проект кино-развлекательного центра она осуществила в Екатеринбурге на площадке ТЦ «Карнавал», открыв рядом с «Киноплексом» собственный боулинг-центр «Болливуд» и пару точек на фудкорте.
«Такая диверсификация дает нашим посетителям больше возможностей проведения досуга, а компании позволяет компенсировать издержки от кинопроката, где сборы от месяца к месяцу могут серьезно отличаться», — поясняет г-н Сидоров.
Однако аналитики считают, что формат досугово-развлекательного комплекса, предложенный «Киномаксом» и «ИнвестКиноПроектом», не нов. «В ТРЦ они существуют в таком же формате, только под управлением разных операторов. А здесь все объединяется под одним крылом — вот и вся разница», — замечает Ксения Леонтьева из «Невафильм Research».
Кинотеатрам придется искать свое лицо
Эксперты отмечают, что рынок кинопроката развивается пока количественно, но не качественно. По словам Ксении Леонтьевой, несмотря на рост числа залов, ассортимент афиш остается очень узким. В городах-миллионниках на киноэкранах идет не более 20 фильмов в неделю, в то время как в Москве этот показатель около 50 фильмов. «Даже в Казани, где сейчас самый высокий уровень насыщенности кинозалами, ассортимент афиш не стал разнообразнее — все те же 20 фильмов, как и везде», — отмечает она.
Этому есть свое объяснение. Пока основным фактором в выборе кинотеатра остается его месторасположение и общий комфорт, ему нет нужды заботиться о репертуарной политике. Эксперты признают, что пока киносети борются не за своего зрителя, а за зрителя вообще. «Построив сегодня очередной кинотеатр в городе, где уже работают твои конкуренты, рассчитывать на то, что у тебя появится 100-процентно своя аудитория — очень смело. Просто ты заберешь у кого-то часть его аудитории», — уверен Кирилл Иванов.
Поэтому репертуарное планирование, признает Ксения Леонтьева, во многих кинотеатрах ведется на примитивном уровне. «Я знаю случаи, когда один человек составляет репертуарные планы сразу для нескольких независимых кинотеатров», — говорит она.
И пока идет первичное насыщение рынка стандартными форматами, ситуация не изменится, убеждены участники рынка и аналитики. Но города-миллионники уже близки к тому порогу, когда количество начнет перерастать в качество. Вторая волна развития рынка, прогнозируют эксперты, будет связана со специализацией и поиском кинотеатрами своего лица.
«Некоторые залы уже начинают выходить в некие специализированные ниши и конкурировать уже за своего личного зрителя, но это скорее исключение, чем правило», — замечает Ксения Леонтьева. По ее словам, в будущем появятся форматы кинотеатров второго экрана и арт-хаусного кино, которые вне столиц пока не развиты из-за их более низкой рентабельности.
Пополнят арсенал инструментов в конкурентной борьбе за зрителя и цифровые развлечения (спортивные трансляции и концерты онлайн в 3D), активное развитие которых ожидается в ближайшие несколько лет. «Через 2 года произойдет цифровая революция в кино, — уверен Кирилл Иванов. — Выиграют те, у кого больше денег, так как переоборудование одного зала под “цифру” стоит от 130 тыс. евро — в три раза больше аналогового кино. Вполне вероятен такой сценарий, когда прокатчиков поставят перед фактом, что кино на 35 мм больше не будет».
В то же время сами кинотеатры, по прогнозам экспертов, будут уделять больше внимания продвижению своих собственных брендов. Первым фактом, свидетельствующим об этой тенденции, стала имиджевая рекламная кампания «Каро Фильм», стартовавшая в середине июня 2007 года под лозунгом «Жизнь — это кино. Кино — это Каро».
«Они фактически использовали метод Coca-Cola — простой запоминающийся слоган, который быстро заседает в голове, — говорит г-жа Леонтьева. — Они первые, кто это делает. И они становятся узнаваемыми. А вслед за продвижением индивидуального имиджа начнется и индивидуальная репертуарная политика».
мнение
Красноярскому кинорынку грозит кризис перепроизводства
Иван Лукьянчиков
генеральный директор РКК «Луч».
Существует система, по которой можно определить насыщенность кинотеатрального рынка города: соотношение количества экранов к 100 тыс. человек. В нашей стране за абсолютный принят показатель жители/количество залов в Москве: 3.1 зала. В Красноярске данное значение равно 0, 93. Поэтому можно сказать, что рынок города не насыщен кинотеатрами и потенциал для роста есть.
В данный момент конкуренция между кинотеатрами не настолько обострена, насколько это случится с открытием крупных ТРК: кинотеатрам придется конкурировать за клиента не только друг с другом, но и с развлекательными зонами и альтернативными вариантами отдыха, которые в большом количестве в последнее время готовятся к запуску.
С учетом реализации всех заявленных масштабных проектов у Красноярска, я думаю, есть все шансы повторить печальный опыт Казани, где в результате неправильного планирования девелопера была проведена неверная оценка емкости рынка и сейчас наблюдается кризис перепроизводства. Казань, город с самым высоким в стране количеством залов на 100 тыс. жителей (4, 04) имеет среднюю заполняемость зала 12%.
Думаю, что дальнейшее развитие кинотеатрального рынка связано с цифровым кинопоказом. В РКК «Луч», например, этим летом мы установили в большом зале оборудование, позволяющее демонстрировать фильмы в цифровом изображении.
мнение
Федералы могут подмять под себя прокат
Григорий Савилов
заместитель директора кинотеатра «Эпицентр».
Считаю, что Красноярск спокойно перенесет появление еще 5 игроков, в том числе и тех, которые будут представлены в строящихся торговых центрах. Сложно прогнозировать позиции федеральных сетевых проектов в нашем городе: возможно, у одного собственника окажутся в руках кинопроизводство и прокат. Тогда они могут просто не дать нам «свои» фильмы и крутить их только в собственных залах — это ударит по местным кинокомплексам. Самым сильным потенциальным соперником считаю «Синема Парк», один из учредителей которого Никита Михалков. У этой компании сквозная интеграция: они и производят, и показывают свои фильмы. Пока мы сотрудничаем, но зайдя на наш рынок, «Синема Парк» может отказать нам в продукте в пользу проката в своих сетях. Наш кинотеатр — премьерная площадка, в нем большой зал, большой экран. Сетевые проекты обычно имеют маленькие «зальчики». Именно на зрелищности премьеры красноярские кинотеатры способны выиграть конкурентную борьбу. Не соглашусь, что местные игроки под давлением новых перейдут в узкие форматы детского кино или арт-хауса. Последний, впрочем, обязательно должен быть в Красноярске, но запускать арт-хаусный кинотеатр нужно либо когда рынок перенасыщен, либо в многозальном проекте — и долго ждать, пока он наберет свою специфическую аудиторию.
Я считаю, что рост количества кинотеатров подстегнет увеличение объема отечественного кино, за которым я вижу будущее. Ведь интерес к любому отечественному фильму на 50% выше, чем к иностранному. А вот если опираться на голливудский продукт, сбудутся страшные прогнозы о перенасыщении и потере прибыли.