Александр, наше профессиональное рекламное сообщество знает тебя как человека творческого, креативного, а хотелось бы узнать о тебе чуть больше – что называется, выйти за служебные рамки: о частной жизни, ну, и о работе, конечно, тоже. Откуда ты родом и как стал дизайнером, где учился – расскажи посетителям портала www.gorn.pro.
С удовольствием, Наташ, расскажу. Родился я 9 декабря 1968 г. в родном Новосибирске, в Дзержинском районе. Учился в средней школе и, параллельно, в художественной, успевал еще заниматься велоспортом.
Как ты открыл в себе художественные способности?
Я всегда любил рисовать, с детства. И рисовал хорошо. Мой отец – нереализованный художник и переживал по этому поводу, что не сделал хобби своей профессией. Видимо, его способности перешли и ко мне. Наверное, во мне он хотел воплотить свои, так и неосуществившиеся планы и мечты, и поддержал моё решение пойти сначала в изостудию, а затем и в художественную школу №1.
Хорошо учился в средней школе?
У меня были разные оценки – от троек до пятёрок. В одно время я очень серьезно увлекся велоспортом, даже грамоту получил за 3 место среди юниоров города, а еще надо было в школы ходить. Везде успевать не получалось, и тогда тренер предложил выбирать – художественная школа либо спорт. Я подумал и представил, что ждет меня, если я продолжу тренироваться. Как мне казалось, работа тренера (в будущем) – не очень радужная перспектива, и я ушел из спорта. После 8-го класса пошел поступать в художественное училище, которое как раз тогда открылось, в 1983 году. В первый раз не поступил, хотя баллов хватало, но выбор был сделан странно, в пользу взрослых мужиков, которые по возрасту на следующий год уже не попадали. Я пошел доучиваться в 9 и 10 классы. Закончив 10-летку, поступил в Новосибирское Художественное училище. Проучился один курс и меня забрали в армию. Это уже отдельная тема.
Где служил?
В Бердском спецназе. Сейчас уже можно говорить, что это была 67-я отдельная бригада специального назначения, а тогда нам строго-настрого запрещалось даже в письмах об этом упоминать. Наша часть подчинялась главному разведывательному управлению (ГРУ). За 2 года я освоил несколько специальностей, но основная – разведчик-снайпер. В спецназе очень мощная “внутренняя сила”, десантник – это как национальность. И сейчас в жизни это очень помогает. Конечно, в армию идти никому не посоветую, пока она не изменится, но на людей, с которыми служил, я всегда смогу положиться. А еще до армии я хотел стать вертолетчиком. Даже просился на курсы, но ряд обстоятельств не позволил свершиться этому. А ведь, попади я на эти курсы, моя жизнь, возможно, сложилась бы совсем иначе, и никаким дизайнером я бы не стал.
После армии продолжил учиться в художественном училище?
Да. Мы с ребятами учились и параллельно стали искать возможность подзаработать. Тогда еще и понятия у нас такого не было – дизайнер. Самое близкое – художник-оформитель или что-то в этой области. Начал подрабатывать. Выполнял работу для комбината торговой рекламы, оформляли забор новосибирской барахолки, занимался (профессионально) витражами. А впервые столкнулся с графическим дизайном в организации «Внешторгиздат». Там делали плакаты – рекламную продукцию для наших советских предприятий (“Вега”, “Комета”, БЭМЗ). Я поработал нештатным художником. Цветоделение тогда еще делалось вручную – компьютеров не было. Часть продукции печатали в ГДР. Мне удалось сделать несколько заказов. Это был первый полиграфический опыт, близкий к графическому дизайну.
Я окончил художественное училище с красным дипломом и устроился в фирму «Кват» дизайнером, приобрел опыт в шелкографии. В то время всех, кто как-то был причастен к компьютеру и что-то уже умел на нем делать, стали называть дизайнерами. Мне очень это не нравилось. Все, кому не лень, пошли в дизайнеры. В «Квате» я протрудился около 5 лет. Вообще, «Кват» – одна из первых типографий, которая начала заниматься акцидентной полиграфической продукцией, а затем и офсетной печатью. Фирма была эталоном качества и технологий, её многие знали в регионе.
Ах, да! Как же я забыл! До «Квата» я еще поработал в “Сибинтерарте”. Это была первая в городе арт-галерея, где я познакомился с такими талантливыми людьми, как Юра Нечай, Саша Кулаков, Саша Затеев и другие. Здесь случился мой первый опыт работы на компьютере. В галерее я готовил свою дипломную работу.
Часть сотрудников «Квата» объединилась с издательством «Вояж». Так в городе появилась типография «Вояж», и я стал сотрудничать с этой новоиспеченной фирмой. Брал заказы на дом. Потом был кризис, зарплата сильно уменьшилась, и я оформил частное предпринимательство. Работал сам по себе, искал заказы. Потом были еще всякие метания и кризисы в стране. Были моменты, когда то густо, то пусто, то вообще ничего. Я был и бухгалтер, и менеджер, и директор, и курьер, и, конечно же, дизайнер – в одном лице.
Однажды одна знакомая пригласила меня поработать директором рекламного отдела предприятия «Сибирский бальзам» (“Транс-пур”, “КИА-моторс”). Я подумал: “Отлично!”. Там-то точно деньги есть для создания рекламно-дизайнерской структуры и оснащения ее профессиональной техникой. Будет, где развернуться в творчестве. Мои предположения оказались не совсем реальными, и, отработав там несколько месяцев, я ушел.
Как дальше выстроился твой путь?
Я опять стал частным предпринимателем. Продолжил работать с компанией «БиЛайн», с которой и раньше сотрудничал. Пришел к ним с предложением – приобрести для меня компьютер и принтер в лизинг. В те годы самостоятельно приобрести эту технику было очень сложно. А они выразили готовность помочь в создании студии. Но я от этого отказался. Не хотел заниматься административной работой. От нее я устал в «Сибирском бальзаме». Так у меня появился новенький компьютер, да еще с принтером впридачу. Я был счастлив! Пришлось в течение года их отрабатывать, выполняя заказы сотовой компании. Мы, конечно, заранее оговорили объем работ.
И примерно в то время я уже начал участвовать в фестивале «Идея!».
Потом была Petra?
Еще нет. Мне посчастливилось поработать в Испании. И это не было связано с профессией, от которой я на том момент очень устал. Финансовая нестабильность и усталость сподвигли меня на смену деятельности и обстановки в целом.
Интересно. И кем же ты там работал?
Там есть творческие дачи на берегу Средиземного моря в Каталонии, деревне Сан Пере Пескадор (30 км от г. Фигейрос). Так вот, там мы занимались строительством, реконструкцией дома 9-го века (в городке Арментера) одного каталонского режиссёра. По сути, мы были строителями-отделочниками. Нам оплачивали затраты на дорогу туда и обратно (причем, мы ездили вдвоем с приятелем на “Жигулях” 6-ой модели, от Новосибирска до Испании 9000 км и обратно) плюс 500 долларов в месяц. Поработали около 3-х месяцев.
Почему они не привлекали своих отделочников?
Для них это экономически выгодней. Русские – более дешевая рабочая сила, а качество – выше, и сиесту мы игнорируем :0). Мне этот выезд был на пользу. Я заработал и заодно отдохнул, попил хорошего вина, познакомился с очень интересными людьми, с которыми в России никогда бы не встретился. А после возвращения на родину уехал отдыхать в Крым. Но рано или поздно все хорошее (в том числе и деньги) кончается, пора было снова задуматься о работе.
Я понял для себя, что в типографскую сферу я больше не пойду. Считал для себя это прошедшим этапом в профессии. Но судьба распорядилась иначе, и в типографию я все-таки пошел.
Как-то раздался звонок из кадрового агентства. Девушка поинтересовалась у меня – не порекомендую ли я каких-нибудь хороших дизайнеров для одной типографии. А заодно спросила – не хочу ли я? Я ответил, что нет, не хочу. Тогда она решила узнать – кем бы я пошел. Я сказал – шеф-дизайнером (тогда это слово было очень модным), не менее, чем за 500 долларов в месяц. Вообще-то я пошутил, но через несколько дней она позвонила вновь с подходящей вакансией.
Я стал работать шеф-дизайнером в типографии «Росса». У меня было 3 человека в подчинении, и сам я тоже выполнял заказы.
Не все там было гладко. Мы долго делили 2 компьютера на троих, ютились в маленькой комнате, слушали от начальства обещания о новом и большом помещении, о новой технике для каждого и т.д. и т.п. Через несколько месяцев я написал заявление об уходе. Уговаривали остаться, но я не согласился.
А вот потом уже была «Петра», где я проработал арт-директором около 4-х лет.
Саш, как в дизайнере – человеке творческом – могут уживаться еще и руководитель, и организатор? Такая разноплановость в работе не запутывала тебя в твоих представлениях о будущей карьере?
Нет. Основная линия во мне всегда была выдержана – это дизайн. Были отходы влево-вправо, но, в целом, я всегда придерживался своей профессии.
Можно ли сказать, что опыт, полученный в «Петре», стал для тебя той последней порцией опыта и знаний, которые были необходимы для настоящего свободного плавания?
Конечно, я и до «Петры» имел практику работы руководителем, но здесь я окончательно структурировал для себя представление о том, какой должна быть студия дизайна и взаимодействия в ней. Это, безусловно, качественный и ценный для меня опыт.
Но все же ты оттуда ушел.
Да. Все меняется. И в этом случае многое изменилось – и во мне, и в агентстве. Ушел, причем почти одновременно с Катей Масальской, которая работала там директором клиентского отдела. Ну, так сложилось. Я не хотел создавать студию в одиночку. Разговаривал с несколькими людьми, но у них нашлись разные уважительные причины отказаться. Тогда я предложил общее дело Кате. Она в тот момент искала работу, рассылала резюме, её звали в хорошие места. Вообще я благодарен судьбе за то, что она свела меня с Катей – энергичным, профессиональным и прекрасным человеком. Мы решили попробовать. Было сложно, в какой-то момент очень сложно. Первое время мы получали неприлично маленькую ЗП. Уже подумывали оставить эту затею. Договорились даже, что, как только Катя найдет работу, съедем из офиса – и я буду работать дома, или найду себе маленькое уютное место. Ну, вот, собственно, выжили. Не могу сказать, что сейчас все очень ровно и гладко. Но у нас есть постоянные заказчики, студия живет и развивается.
Я помню, сначала вы назывались Студия Александра Залуцкого, а потом – AZ-studio.
С названием история такая. В идеале мы хотели имя «ЗИМА», в нем есть первые буквы наших фамилий, и по смыслу очень подходит, учитывая наш местный климат, или, на крайний случай, «АЗАРТ». Было еще много вариантов. В общем, все, что ни придумывали, по базе ФИПС было занято. Нужно было уже регистрировать фирму, а названия не было. Решили присвоить ей моё имя, которое в определённых кругах считалось достаточно известным, и его точно можно было зарегистрировать. Спустя какое-то время мы поняли, что несколько длинновато звучит и укоротили до AZ-studio.
Какой день можно считать днем рождения студии?
1 февраля 2005 года.
Каков ваш штат?
5 человек: директор, он же менеджер, арт-директор, он же дизайнер, плюс еще 3 дизайнера и привлеченный бухгалтер (не в штате).
Эскалировать не планируете?
Не планируем. Заметили, что при интенсивном разрастании идет потеря общего качества работы. У нас очень жесткий отбор в студию, и ребятам не просто выдерживать ритм и уровень. Но те, кто приходят и остаются, становятся очень профессиональными. Мы предпочитаем узость темы «корпорэйт айдентити» и противопоставляем высокий профессионализм – глобальному чесу и всеядности.
Скажи, если необходимо срочно придумать идею, а в голову ничего не приходит, что делать? У тебя есть свой рецепт для таких случаев?
Обычно я начинаю с просмотров аналогов – что есть в этой области. Иногда изучаю непрофильные вещи – в журналах, Интернете. Тем самым настраиваю мозг на нужную волну. Очень хорошо размышлять в полной темноте. Нет внешних раздражителей. Один раз я ел знакомую мне конфету в такой обстановке. Так вот, в темноте этот вкус был другим. Может, это и есть рецепт? :0)
Саш, если говорить о нашем рекламном рынке – какие проблемы волнуют тебя больше всего, и что бы ты сделал для их разрешения?
Ничего бы не стал делать. С транспарантами выходить никогда не буду. Вот есть у меня дело, в котором я могу проявить себя, начиная с простого – убедить заказчика, разъяснить и сделать грамотный продукт. Этим я и буду заниматься. Сражаться с ветряными мельницами не хочу. Есть эти ужасные щиты у дорог – ну и пусть стоят. Я видел Европу, где все по-другому, и все прекрасно. Я хочу заниматься графическим дизайном и косвенно рекламой – брендингом, корпоративным дизайном – мне вот это интересно. Если говорить о заказчиках. Их образованность возросла с тех времен, когда я работал дизайнером в «Квате» (92-95 гг.). Я считаю, что самый проблемный – полуграмотный заказчик, который нахватался, начитался (по верхушкам), и у него каша в голове. С такими сложнее всего.
Это тот случай, когда правило золотой середины не работает?
Да, видимо, так и есть.
А каких заказчиков, на твой взгляд, сейчас больше – грамотных или неграмотных?
Не знаю, сложно сказать. Но образованных становится все больше, и с ними, безусловно, приятней работать.
Перейдем от работы к отдыху. Как ты расслабляешься?
Если говорить о годичном цикле – уехать заграницу, там я отдыхаю. Если говорить о неделе – иногда выходных не бывает вовсе. Не хватает времени. В субботу и в воскресенье, случается, ноги все равно приводят на работу. В разное время расслаблялся по-разному. Было время, когда в бары и клубы ходил. Потом надоело, стало неинтересно. Еще раньше был спорт. А в последнее время одного какого-то способа нет. То книжки, то друзья-знакомые, то банальное ничегониделание. Смена занятий хорошо снимает напряжение.
Что читаешь, на какие сайты ходишь?
Gorn.pro и Nsk.Adme посещаю, как минимум, один раз в день. Реже – Sostav, Kak.ru, Identityworks.com, Corporatebrandmatrix.com. И кучу всяких дизайнерских сайтов. Книги предпочитаю в последнее время – по брендингу и маркетингу, сейчас в сумке лежит – Джек Траут «Позиционирование. Битва за умы», до этого прочел «Маркетинговые войны», «Построение бренда в сфере моды» и др. Из художественной литературы давненько ничего не читал – все некогда.
О чем мечтаешь? Может быть, переехать в Москву?
В Москву – не хочу, пережил уже это желание. Не нравится она мне своим форматом. Считаю, что Новосибирск для работы – поле непаханое. Здесь своеобразный народ, чувствую, что здесь это все – СВОЁ. Где родился – там и пригодился.
Мечта – из студии сделать нормальный действующий бизнес, стабильный, с интересными творческими заказами, с достойными зарплатами. Мы начали все с нуля. Без какой-либо клиентской базы, а только с опытом и навыками. Всех клиентов мы нарабатывали сами – это и давние знакомы, и совершенно новые компании, и новые люди.
Каких профильных мероприятий, по-твоему, не хватает в нашем городе?
Надо подумать. «Идея!» есть. Фестиваль дизайна появился. День рекламиста есть. Может быть, семинаров интересных людей международного уровня. Не хватает просто какого-то общения. На позапрошлой «Идее!» вот я с Эркеном Кагаровым здорово пообщался. Просто, по-дружески, неформально. Вот такое общение ой как нужно.
Считаешь ли ты себя трудоголиком?
Да. Временами я понимаю, что разучиваюсь отдыхать. Бывает, путаю и не могу вспомнить какой сегодня день – будний или выходной, потому что все дни одинаково загружены, и все это приводит к полному затмению нормального сознания. Это неправильно. Это минус. Я даже понятие вывел для себя – дизайн личного и рабочего времени.
Ты имеешь в виду планирование времени?
Да. Важно правильно организовать себя. Организовывать и планировать свой отдых так же важно, как и работу.
Сейчас середина лета, планируешь ли ты рвануть к морю?
Пока не могу себе это позволить. Возможно, осенью. Последний раз я ездил в отпуск в октябре прошлого года. В Европе в это время лето еще продолжается.
Саш, ты стал первым героем моей новой рубрики – спасибо за интересный рассказ. С другими людьми я буду встречаться здесь же – в баре People’s. Надеюсь, что тебе было достаточно комфортно в этом заведении. Кстати, раньше ты в нем бывал?
Да, я бывал в People’s, но в том, что на Красном проспекте. На Вокзальной я впервые, все помещение осмотреть еще не успел. На первый взгляд – хорошо, тем более что мы возле окна. В Париже, например, в кафе или ресторане у окна самые дорогие места считаются – там интересно наблюдать за улицей. А обслуживали нас быстро и довольно вкусно. Спасибо тебе за приглашение и бару за угощения.
Наталья Новгородцева, портал Gorn.ru
Фото: Игорь Шадрин
Comment section