Премьер Большого театра Николай Цискаридзе популярен как эстрадная звезда. В свои 32 года он обладает всевозможными премиями и наградами, трижды лауреат премии «Золотая маска» и дважды — Государственной премии России. В Большом театре он исполняет главные роли в большинстве постановок, но, кроме этого, участвует и в далеких от классического балета проектах.
Так, он играет в мюзикле «Ромео и Джульетта», а в театре «Тень» танцует в большом картонном ящике среди кукол — зрителям видны только его ноги. В балете «Синий бог» Николай Цискаридзе исполняет роль, которую почти сто лет назад танцевал легендарный Вацлав Нижинский. НИКОЛАЙ ЦИСКАРИДЗЕ дал эксклюзивное интервью корреспонденту «КС» СЕРГЕЮ САМОЙЛЕНКО во второй день выступлений в Новосибирске, непосредственно перед спектаклем.
Пока танцовщику покрывали лицо синей краской и позолотой, он говорил о классическом балете и интригах вокруг него. — Каковы ваши впечатления от вчерашнего выступления? — Я старался. Мне показалось, что всем было очень интересно. Я знаю, что Новосибирск — очень балетный город, где есть и своя хорошая балетная школа, и хорошая труппа. И люди, которые пришли на наши балеты, многое видели. Наши же балеты в Новосибирске, как и во многих других городах, впрочем, не показывали. — Многие зрители были привлечены в первую очередь вашим именем. — Вы думаете? Если так, то это приятно. Если мое имя может привлечь людей, которые не очень любят балет.
— В полной ли мере неискушенный зритель может понять такое сложное искусство, как классический балет? — Если его правильно в первый раз привести на спектакль, то он сразу все поймет. Если вы его поведете на какой-нибудь модерн, где надо очень много думать, то нет. Любой человек, по-моему, может понять красоту классического спектакля. — В феврале этого года вы участвовали в проекте Kings of the dance вместе с лучшими западными танцовщиками: Ангелом Корелой, Йоханом Кобборгом, Итаном Стифелем. В нашей прессе об этом почти не писали. Расскажите немного об этом проекте. — Этот проект был придуман американцами по примеру известного гала XIX века, когда собрали четырех самых известных балерин романтической эпохи. По этому принципу было сделано и сейчас.
Собрали четырех танцовщиков, на данный момент не самых последних в мире. Мы начали с четырех, но проект подразумевает, что к нему может присоединиться со временем еще кто-нибудь. Но статус участников должен сохраняться. Первый акт — балет на четырех танцовщиков, который был поставлен специально для нас, во втором акте был балет «Урок», созданный Флемингом Флиндтом по мотивам пьесы Ионеско, в котором по очереди танцевали все участники. И наконец, в третьем акте мы танцевали оригинальную хореографию, поставленную для нас знаменитыми балетмейстерами. Я выбрал французского балетмейстера Ролана Пети, который мне сделал композицию «Кармен» на музыку Бизе, в которой я танцевал все роли: Кармен, Хозе, Эскамильо. Это было очень интересно. Финал сделан так, что становится понятно — это мечта одного актера, который так заигрался, что покончил жизнь самоубийством, поверив, что он — все эти персонажи.
Участвовать в этом проекте было очень интересно, мы друг с другом соревновались, кто из нас интереснее сыграет. — Есть в балетном мире своя мировая элита, свой клуб знаменитостей? Как в литературе, например, клуб нобелевских лауреатов, которые знают друг друга, многие дружат. — Премьеры, так называемые звезды, конечно, все друг друга знают, мы встречаемся на разных концертах. Мы имеем в своих театрах практически одинаковое положение. Надо понимать, что если ты работаешь в Большом театре, «Ла Скала«, «Метрополитен-опера» или в Парижской опере, то твой статус, твой уровень гораздо выше. Статус, действительно, как у нобелевских лауреатов. Можно сравнить и с физиками мирового уровня, которых одинаково чтут и у нас в Дубне, скажем, и в американских университетах.
— То есть это такая высшая лига? А дух соревновательности присущ членам этой высшей лиги?
— Конечно. Потому что если бы этот дух соревновательности отсутствовал, то все было бы неинтересно, глупо и скучно. Очень скучно. Просто невыносимо.
— Какие качества, кроме природной одаренности, нужны танцовщику, чтобы добиться успехов в балете?
— Терпение.
— А честолюбие?
— Скорее нужно тщеславие. Но тщеславие не в отрицательном смысле, а в хорошем. Когда оно тебя заставляет идти вперед, не позволяя просто сидеть и говорить: «Я лучше всех». — У звезд есть свои организации поклонников, фанов, как сейчас говорят. У вас тоже. В «Живом журнале» существует сообщество, коммьюнити, где вывешиваются все материалы, сколь-либо касающиеся вас, графики ваших выступлений, ваши поклонники обмениваются мнениями…
— Слава богу, что кому-то нравится то, что я делаю, что моя работа приносит кому-то удовольствие. Артист, не имеющий признания, очень несчастен, он всегда будет ущербным. Конечно, лучше, когда он признание имеет. — Вы читаете эти материалы? — Знаете, какое-то время я заходил, смотрел (я не умею пользоваться, мне открывали эти материалы) и так расстраивался, когда встречал там какие-то высказывания.
И понимал, что любой бездарный, умственно ограниченный человек может туда войти и облить тебя грязью с видом знатока. Я очень расстраивался и поэтому перестал смотреть. К сожалению, иногда точно такие же люди пишут рецензии. Что тут можно сделать? Как говорил один знаменитый человек: «Главное, чтобы не путали, как пишется моя фамилия». — Вы во многих интервью говорили об интригах в театральном закулисье, с которыми вы столкнулись. По мере вашего роста, ваших достижений этих интриг становится меньше? — Да что вы, только больше! Другое дело, что в театре тебя защищает твой статус. Но интриг и злословия становится только больше. Люди не могут пережить, что у тебя все хорошо. К сожалению.
Comment section