Квартирный вопрос испортил научную карьеру аспирантов Галыма и Любови Саиновых. Чтобы заработать на жилье, они оставили науку. Представившийся случай побывать в роли кинопродюсеров помог им заработать не только на квартиру, но и построить одну из крупнейших в России сеть кинотеатров – «АртСайнс Синема Дистрибьюшн».
«АртСайнс Синема Дистрибьюшн» управляет 13 кинозалами в 5 новосибирских кинотеатрах («Аврора», «Горизонт», «Пионер», «Планета Кино», «Континенты кино»), одним кинозалом в Бердске (кинотеатр «Орион») и тремя – в Кемерове («Планета Кино», расположенная в ТЦ «Променад-2). По собственным оценкам, компания занимает около 60% местного рынка и около 5% – российского. Владеют компанией супруги Галым и Любовь Саиновы. Оборот не раскрывается.
Галым встретил свою Любовь в 1980 г., когда приехал из Казахстана в Новосибирск и поступил на механико-математический факультет НГУ. Любовь приехала учиться в НГУ из Бийска. На четвертом курсе Галым и Любовь поженились. Оба они планировали заниматься наукой.
1988–1989 гг. Галым вспоминает как переломный период. Он с женой и двумя маленькими дочерьми ютится в одной комнате молодежного общежития. На преподавательскую зарплату в 170 руб. накопить на квартиру было невозможно. Друзья-аспиранты посоветовали Галыму вступить в МЖК (молодежный жилой комплекс). Это движение в те годы набирало силу – благодаря ему молодые семьи могли построить жилье сами, став работниками МЖК.
Новосибирский МЖК «Электрон», куда пошел работать Саинов, имел собственный кирпичный завод и строительное предприятие, но строительство не было единственной сферой интересов организации. Среди прочего «Электрон» занимался кинопродюсированием. МЖК выделил $1,5 млн на съемку двух фильмов – «Семьянин» (режиссер – Сергей Никоненко, в ролях Любовь Полищук, Анна Самохина) и «Красный остров» (по мотивам произведений Михаила Булгакова, режиссер – Александр Фенько, в ролях Александр Феклистов, Семен Фарада, Татьяна Васильева). Обе ленты снимались на площадке «Беларусьфильма». Хозрасчетному подразделению «Электрона», директором которого в 1992 г. стал Галым Саинов, было поручено продать как можно больше копий фильмов. Успешная реализация лицензионных прав, по условиям договора, гарантировала Саиновым получение квартиры. Так Галым превратился из аспиранта-математика в продюсеры.
Ненужный Булгаков
Саинов рассказывает, что до конца 1980-х гг. отечественные фильмы лидировали в прокате. Намерения «Электрона» заработать на производстве кино выглядели беспроигрышными, но в начале 1990-х ситуация изменилась – зрители переключились на зарубежные фильмы онлайн.
Л. С.: «В СССР монополию в области торговли правами на кинофильмы имел подведомственный Министерству культуры «Совэкспортфильм». Кинокопирование и рассылка фильмокопий по кинотеатрам проводились централизованно и с помощью созданных в регионах структур – областных кинообъединений. Существовало негласное правило: в репертуаре каждого кинотеатра не менее 40% должны составлять отечественные картины, это гарантировало отечественным киностудиям то, что их фильмы купят. Однако с конца 1980-х гг. бюджет, выделяемый государством на покупку фильмов, начал резко сокращаться. Кинотеатры должны были зарабатывать деньги самостоятельно, а сделать это они могли лишь за счет коммерчески успешных лент. Ни «Семьянин», ни тем более «Красный остров» таковыми не были – его достоинства могли оценить только булгаковеды».
Г. С.: «Отечественные картины оказались никому не нужны. При том, что минимальный бюджет съемок на площадке советской киностудии составлял не менее $500–700 тыс., а покупка фильма иностранного производства обходилась всего в $15 тыс., снимать в России стало невыгодно. В начале 1990-х гг. стали возникать частные кинодистрибьюторы, такие как «Гемини Фильм», «Каро», «Пирамида» и др. «Совэкспортфильм» потерял свои монопольные права, но остался надзорным органом – «частники» были обязаны провести экспертизу (регламентация возрастной группы зрителей, времени сеансов и т. д.) в «Совэкспортфильме» всех купленных фильмов и только после этого могли продавать копии кинотеатрам или кинообъединениям».
Перемены на рынке означали, что «Электрон» мог и вовсе не вернуть деньги, вложенные в съемки. В таком случае и Саиновы рисковали остаться без желанной квартиры. Любовь была тверда в намерении заработать на жилье и решила помочь мужу. Галым оставался директором хозрасчетного подразделения «Электрон», а Любовь учредила и возглавила компанию «АртСайнс Синема Дистрибьюшн» (АССД). АССД подписала договор с «Электроном» о совместной деятельности, по которому могла реализовывать лицензионные права на «Семьянина» и «Красный остров».
Идея была проста. Раз невозможно было продать фильмы по одиночке, их можно было реализовать пакетами вместе с американскими и итальянскими фильмами. Саиновы включали одну из двух отечественных картин в комплект с тремя зарубежными. Такой ход позволил супругам за два года вернуть с прибылью деньги, потраченные «Электроном» на кинопроизводство, и наконец-то въехать в построенную двухкомнатную квартиру на МЖК.
Церкви и ночные клубы вместо кинотеатров
МЖК Галым покинул еще в 1993 г., став заместителем своей супруги в АССД. Любовь отвечала в компании за финансы, а Галым – за маркетинг и продвижение. До 1998 г. АССД занималась только дистрибуцией. Компания закупала небольшое количество отечественных фильмов, но в основном востребованные зарубежные кинокартины. «Это происходило на кинорынках, которые проводились регулярно 3–4 раза в месяц в нескольких городах – в Ялте, Сочи, Таллине и Минске, – рассказывает Любовь. – Мы, как и другие компании-дистрибьюторы, смотрели предлагаемые зарубежными киностудиями фильмы, потом обсуждали и подписывали договоры с представителями киностудий. Это была жизнь в постоянных поездках».
Адаптирование – перевод и озвучение – Саиновы производили уже дома, на новосибирской кинокопировальной фабрике. Покупателями оставались областные кинообъединения. «На одну область покупалась в среднем одна копия. Крупные регионы требовали не менее 5, поэтому общее число продаваемых копий доходило до 200», – говорит Галым.
Отечественные киностудии переживали не лучшие времена, фильмов снималось все меньше. Большинство кинотеатров перестали существовать. В новосибирских кинотеатрах «Заря», «Экран» и «Луч» открылись церкви. «Горизонт» стал ночным клубом, а «Орион» – спорткомплексом. «Казалось, что кино в России закончилось», – вспоминает генеральный директор кинопрокатной компании «Гемини Фильм Сибирь» Любовь Козлова.
В 1997 г. Галым был приглашен на должность заместителя директора по кинопрокату «Казкинопрокат» в Алматы. Любовь продолжала руководить АССД, а Галым уехал в Казахстан. В тот год на экраны вышел «Титаник».
Г. С.: «Прокатными правами на «Титаник» на всей территории СНГ обладала «Гемини Фильм», а «Казкинопрокат», по договору с «Гемини Фильм», занимался прокатом в Казахстане. «Титаник» произвел фурор. Я знаю человека, который ходил на «Титаник» 15 раз! Мы поняли, что люди соскучились по кино».
После успеха фильма российские предприниматели поверили в будущее отечественного проката, но забытые кинотеатры требовали реконструкций и серьезных инвестиций. Во время премьеры «Титаника» в Казахстане Саиновы познакомились с представителями корейской компании Vision System (производитель системного и звукового оборудования для кинотеатров). АССД стала дистрибьютором Vision System на территории России.
Реинкарнация «Авроры» и «Пионера»
АССД едва успела выполнить свой первый контракт по поставке оборудования, как случился кризис 1998 г. Вспыхнувший было интерес инвесторов к кинопрокатному бизнесу снова угас. «В это время нам попалась в руки книга Игоря Кокарева «Кино как бизнес», она-то и заставила действовать очень быстро, – рассказывает Любовь. – Кризисы в индустрии кино были не только в нашей стране, но и в большинстве европейских государств. Мы поняли, что это временное явление и что зрители вернутся в кинотеатры».
Супруги решили сменить профиль дистрибьюторов на кинопрокатчиков. В 2000 г. Саиновы заявили о себе в Новосибирске в новом качестве, начав с формирования репертуара киноконцертного комплекса «Маяковский». В том же году они арендовали 5 кинозалов в кинотеатрах «Аврора», «Пионер», окружном Доме офицеров и домах культуры им. Чкалова и «Строитель». Почти все эти помещения являли собой жалкое зрелище – полуразрушенные, ободранные, в некоторых даже было отключено водоснабжение(дренажная труба цена), говорит Саинова. На реконструкцию залов АССД получила кредит в КМБ-банке.
Владельцы АССД не тратились на покупку зданий, предпочитая заключать договоры аренды с мэрией города сроком на 5–10 лет, а деньги вкладывали в покупку оборудования и реконструкцию. Затраты на приобретение оборудования для кинопоказа обходились в среднем в $40–80 тыс. на один зал, реконструкция требовала $0,5–1 млн. В начале 2004 г. АССД открыла свой первый многозальный кинотеатр – «Пионер» из однозального стал трехзальным (на 216, 172 и 60 мест). Тогда же компания вложила $2 млн в реконструкцию «Горизонта» (два зала по 150 мест). А летом прошлого года АССД открыла первый построенный в постсоветское время кинотеатр «Континенты Кино» в торгово-развлекательном комплексе «Континент» на Гусинобродском шоссе. Общие затраты в создание сети составили около $100 млн., все средства были взяты в кредит, рассказывают Саиновы.
Теперь АССД ежемесячно обслуживает около 100 тыс. человек, являясь крупнейшим игроком на новосибирском рынке. По собственным оценкам, компания занимает около 60% местного рынка и около 5% – российского. Сейчас АССД управляет 13 кинозалами в 5 новосибирских кинотеатрах («Аврора», «Горизонт», «Пионер», «Планета Кино», «Континенты кино»), одним кинозалом в Бердске (кинотеатр «Орион») и тремя – в Кемерове («Планета Кино», расположенная в ТЦ «Променад-2). По данным исследовательской компании «Невафильм», АССД – единственная сеть кинотеатров с центральным офисом вне Москвы и Петербурга, входящая в десятку крупнейших российских операторов.
Большая часть кинотеатров АССД сохранила свои советские названия, имена «Континенты кино» и «Планета Кино» получают в основном строящиеся, а не реконструированные кинотеатры. Обилие названий Саиновых не смущает – они считают, что это позволяет выражать различность концепций. «Каждое развлекательное заведение должно иметь свою «изюминку», поэтому у каждого из кинотеатров АССД свое архитектурно-дизайнерское решение и свой набор предоставляемых дополнительных услуг», – объясняет Галым.
Забот у Саиновых хватает. До конца года компания откроет семизальный кинотеатр на 600 мест (5000 кв. м) в строящемся ТРЦ «Калина центр» на площади Калинина, а в июле 2007г. разместит 12-зальный кинотеатр в строящемся на Троллейном жилмассиве ТРЦ «Континент-3». Открытие новых кинозалов преимущественно в торгово-развлекательных центрах – один из ярко выраженных трендов последней пары лет. Девелоперы осознали, что мультиплекс – отличный «магнит» для привлечения потребителей, уверена Любовь Саинова. По ее данным, около 95% пришедших в кино зрителей попутно совершают покупки в ТРЦ. Для прокатчиков открытие мультиплексов в ТРЦ тоже имеет преимущества. Мультиплексы в ТРЦ снижают финансовые риски за счет разнообразного репертуара и постоянного потока зрителей. Да и окупаются они быстрее – в среднем за 4 года, в то время как реконструкция отдельно стоящих кинотеатров «отбивается» не раньше, чем за 5–6 лет.
Опасности экспансии
Завоевывать другие города Саиновы не торопятся. На собственном опыте АССД узнала, что управлять кинотеатрами на расстоянии тяжело.
Г. С.: «Три года назад мы открыли кинотеатр «Орион» в Бердске. Если бы он был единственным кинотеатром компании, его можно было бы смело закрывать в тот же день. Только в этом году бюджет «Ориона» приблизился к безубыточному уровню. Это плохой результат, притом кинотеатр находится не так далеко. Нелегко дается и управление кемеровской «Планетой Кино». Нужно много времени тратить на организацию фестивалей, проведение акций, это под силу такому же «горящему» и заинтересованному коллективу, как в Новосибирске, но формировать новую команду в другом городе очень сложно».
Считая, что новосибирский рынок заполнен не более чем на 60%, в АССД не опасаются прихода федеральных игроков. 25-процентный рост наполняемости новосибирских кинозалов в 2005 г. по сравнению с 2004 г., по мнению Саиновых, говорит о том, что перераспределения рынка не произойдет – зрителей хватит на всех. Приход основного их числа в Новосибирск Галым ожидает в ближайшие 1,5–2 года.
О своих намерениях уже заявили несколько компаний. «Синема Парк» подыскала площадку. По словам заместителя гендиректора сети «Синема Парк» (шестой по количеству залов сетевой оператор) Кирилла Иванова, компания приобрела 9 тыс. кв. м в ТРЦ, строящемся компанией «Автоярус» недалеко от площади Калинина, и в следующем году намерена открыть 9–10 зальный кинотеатр на 2,2 тыс. кв. м, потратив $10 млн. Новосибирском заинтересовалась и компания «Киномакс» (третья по величине сеть). «Мы ведем переговоры с девелоперами, в выборе еще не определились, но обязательно откроемся в Новосибирске», – говорит специалист отдела маркетинга «Киномакса» Дмитрий Тюрин. Нехватка помещений в Новосибирске – типичная головная боль для бизнеса в сфере услуг и торговли. «Дефицит площадок дает АССД конкурентное преимущество – торговые центры, в которых федеральные сети планируют открывать мультиплексы, строятся на окраинах, а кинотеатры «Арт Сайнс Синема Дистрибьюшн» находятся в центре», – считает Тамара Козлова.
Любовь Саинова говорит, что периодически получает предложения о продаже АССД или слиянии с другими операторами, но такая перспектива супругов не увлекает. Им интереснее доказать свое право на лидерство в грядущей схватке с «федералами». Готовясь к их появлению, АССД направляет ресурсы не только на увеличение существующей сети, но и на удержание постоянных клиентов. Компания приручает зрителей программами скидок и «оптовыми» картами. К примеру, купив карту «Мир кино-50» за 5000 руб. или «Мир кино-20» за 2000 руб., зрителю уже не надо платить за билет, а каждый из 50 или, соответственно, 20 походов в кино обойдется в 100 руб. (при том, что средняя стоимость составляет 140 руб.). Владельцы карт вправе бесплатно забронировать места на сайте АССД. Афишу, анонсы и описания фильмов, кинотеатров и схему проездов зрители могут получить на свой мобильный телефон. А в ближайшее время АССД установит в городе около 15 уличных автоматов по продаже билетов. «Пока нигде в России таких нет», – гордится Галым.
АССД стремится сделать свои кинотеатры местом досуга для максимально широкой аудитории. А вот кормить зрителей Саиновы категорически не хотят. Они считают, что поп-корна и кока-колы в кинозале вполне достаточно, ничего более сытного в заведениях АССД не купить. Отчасти поэтому АССД в 2003 г. перестала управлять кинопрокатом в «Маяковском». Теперь комплексом управляет предприниматель Эрик Шогрен, владелец сети фаст-фудов New York Pizza.
Г. С.: «Большое фойе «Маяковского» разумно использовать под фуд-корт. Это экономически оправданно, но мы плохие рестораторы и не стремимся к увеличению доли допуслуг. Получаемых 15% доходов от игровых автоматов, продажи напитков, поп-корна нам достаточно, потому что это не наш бизнес. Нам больше нравится кино».
досье
Галым Саинов
Родился в сентябре 1963 г. в г. Алматы. Образование: в 1985 г. окончил механикоматематический факультет Новосибирского государственного университета (НГУ). В 1990 г. окончил аспирантуру НГУ.
Работа: 1985–1987 гг. – преподаватель кафедры механики бийского Электротехнического института.
1987–1990 гг. – аспирант НГУ.
1990–1992 гг. – научный сотрудник новосибирского Института теоретическоприкладной математики.
1992–1993 гг. – директор хозрасчетного отделения МЖК «Электрон».
1997–1999 гг. – заместитель директора по кинопрокату «Казкинопрокат».
С 1999 г. – заместитель директора «АртСайнс Синема Дистрибьюшн».
Хобби: большой теннис.
Любовь Саинова
Родилась в декабре 1961 г. в г. Бийске. Образование: В 1985 г. окончила механикоматематический факультет НГУ. В 1992 г. окончила аспирантуру.
Работа: С 1992 г. – директор «АртСайнс Синема Дистрибьюшн».
Хобби: большой теннис, цветоводство, книги.
«Деловой квартал»
Comment section