«Гуляющие телефоны», плескающиеся в ваннах длинноногие красавицы, двухметровые куклы — это пижонство руководителей отдельных фирм или реальная возможность нестандартно заявить о себе на рынке? Окупаются ли затраты на подобные акции?
Вопросы эти совсем не праздные. К сожалению, в Новосибирске, несмотря на многолетние усилия коллектива «Сибирской ярмарки» по продвижению ярмарочно-выставочного сервиса на нашей земле, уровень нестандартной подачи информации об услугах/продуктах по-прежнему низкий.
Это касается не только Новосибирска, Москва также недалеко ушла в этом плане от регионов. Единственно, что разительно отличает Москву от Новосибирска, бесчисленное количество длинноногих девиц, называемых в народе «вешалками», раздающими листовки и рекламные материалы. У нас они также присутствуют, но в гораздо меньших масштабах.
Однако, отдельные примеры положительного опыта все же есть. Я думаю, что многие помнят Колобка Приправыча фирмы «Проксима». Герой был яркий, узнаваемый… и единственный. К сожалению, прожил Колобок всего два года, сейчас он не востребован и его костюм где-то пылится на складах фирмы. Все это время роль Колобка Приправыча исполнял Николай Иванов, музыкант, сочинитель текстов и просто веселый человек. Ему я и адресовала свои вопросы:
Ты изначально работал один?
Нет, нас было пятеро. В итоге осталось двое. Я и моя партнерша. С ней мы объехали большое количество российских ярмарок. Потом она уехала в Симферополь ..и, оказалось, что заменить ее некем. Чтобы работать в паре, надо чувствовать друг друга, знать, что ожидать от партнера. Увы… Больше такого совпадения по взглядам, характерам, коммуникабельности не случилось..
Почему именно в «Проксиме» решили так нестандартно подавать информацию о себе?
Просто руководители здесь очень грамотные профессионалы. Коммерческий директор фирмы сам «делал» музыку в студенчестве, он прекрасно понимал и понимает, что только нестандартный подход в подаче информации о его продукте как-то сможет выделить его из огромного числа конкурентов. На продуктовых ярмарках, где мы постоянно работали, подобных фирм было множество, но Колобок был один и нас все запоминали.
У «Проксимы» были исторически сложившиеся теплые отношения с театральной средой, в частности с театром музыкальной комедии. Из труппы этого театра и набирались первые промоутеры. Однако театральные премьеры и «проксимовские гастроли» плохо уживались с планами театра, и актеры ушли, а я остался … Хотя у меня нет никакого специального образования.
Кто писал тексты?
Половину писалось в театре, половину писал я, что-то перелопачивалось из официальных материалов фирмы. Многое рождалось спонтанно. Я люблю исполнять частушки на английском языке собственного сочинения. И здесь мое умение играть на различных музыкальных инструментах мне очень помогало и помогает. Кстати, самой большой популярностью у посетителей ярмарок пользовались две мои частушки:
Будь неладен
Усама Бен Ладен,
Мировому терроризму
Вставим с красным перцем клизму!
If you wonna make a money?
Come on here!
I am here, honey!
Real business partner
This is that you got now
Ты работал только на стенде?
Нет. Мы старались охватить как можно больше народа. На стенде мы начинали, потом гуляли по всему выставочному пространству. Устраивая мини-спектакли, ведя различные диалоги с посетителями. Были и выступления бригадой на сцене. Но, к сожалению, в нашем городе опять же этой культуры промоушена нет. Например, в Хабаровске действо на сцене вообще не кончается, каждая фирма придумывает что-то свое, оригинальное, какую-то изюминку… В Хабаровске было чему поучиться.
А почему у нас так любят просто девушек, раздающих листовки?
Конечно, это самое финансово необременительное заявление о себе. А будет ли результат, вот это никто не считал. Зато не надо искать «писателей», шить костюмы, репетировать с героями, создавать какие-то образы.. В итоге — сидят умные дяди и тети, скукотища смертная, ничего не происходит.. Представьте себе, что минимум, который участники вкладывают в экспонирование на выставке — это десять тысяч долларов. Это нормальные деньги для любой фирмы. Оправдывают ли они эти деньги? Мне кажется, что в большинстве случаев нет. Специалисты приезжают, чтобы заполучить новые контакты. А лучше новых клиентов. Имидж — вещь замечательная, но, если он не подкрепляется материально, то задачу можно считать невыполненной. Поэтому мне кажется, есть смысл потратиться еще на идею собственного представления себя на ярмарке, чтобы потом не подсчитывать убытки.
Нам всегда были рады. Я работал от конкретной фирмы, тем не менее, у меня часто спрашивали, а где вас найти, а сколько это стоит? Я иногда называл цены просто с потолка и, люди соглашались, что яркий промоушн этого стоит.
Профессии промоутер можно научить или это талант, особое восприятие действительности?
Научить, наверное, невозможно. Этот кураж он должен быть в душе. Почему у профессиональных актеров не получается? Для них это халтура, то есть хуже, чем плохая роль, а для меня жизнь. Мне самому интересно работать, что-то придумывать. У нас в Новосибирске были промоутеры от бога, но они сейчас все в столицах и очень хорошо востребованы.
Ты считаешь свою работу перспективной?
Мой личный опыт показывает, что количество промакций будет расти как снежный ком. Уже на выставке «СтройСиб-2003» это будет очень заметно. Радует, что в Новосибирске появились компании, которые специализируются на написании идей и текстов для промакций. Так что я без работы теперь уже никак не останусь.
Николай Иванов — imagenager, так он себя называет, от бога. Он не профессионал. Я же многие годы встречалась с профессиональным немецким клоуном Йорком. Живет он под Дортмундом, однако в течение недели я могла его встретить в различных уголках Германии. Он выступал то в роли стареющей тетки-уборщицы, которая ворчит на посетителей стенда, что они ходят тут и «топчут-топчут». Видела его в роли фокусника, в роли говорящей собаки, клоуна на ходулях и так далее. И всегда это были очень яркие запоминающиеся образы.
Йорк мне рассказывал, что он профессиональный клоун, как и положено, владеющий многими цирковыми жанрами. Заявки на участие в различных выставках он принимает минимум за полгода. Весь календарь его расписан. С каждым клиентом он обговаривает свой новый образ. Практически не повторяется. Его цель — создать нечто запоминающееся, нестандартное. Как правило, специализированных текстов для конкретной фирмы он не пишет. У него другая задача — просто удивить, чтобы посетитель не прошел мимо. Он работает как на стендах, так и в концертных программах на общей сцене. Очень часто его приглашают на различные презентации, форумы, чтобы развеять профессиональную скуку, чтобы помочь людям в общении, для чего и собирают специалистов на подобные мероприятия.
Что лучше — работать на цирковой арене или участвовать в различных промакциях?
В цирке очень долго можно работать с одним номером. И пользоваться успехом. Что касается промакций, то здесь требуется постоянный поиск, новые идеи.. На старом запасе долго не проживешь. Нашу европейскую публику уже трудно чем-либо удивить, различные рекламные акции и действа заполонили и выставки, и телевидение, и просто улицы городов. Разработчики оригинальных идей — самые высокооплачиваемые люди в Европе. Трудно всем угодить, иногда я физически практически на нуле. Но кокогда я вижу, что из года в год моими услугами пользуются одни и те же фирмы, что меня поздравляют наравне с сотрудниками с праздниками, то я нахожу силы, чтобы работать с полной отдачей. В России вас это только еще ждет, приглашайте к вам в Новосибирск, я поделюсь с вами моим уже достаточно большим опытом.
Йорк прав. У нас бум рекламных акций только начинается. Я, как и Николай Иванов, уже ощущаю растущий интерес к нестандартным подходам в подаче информации. У нас еще не сломлено стереотипное мышление, клиента надо убеждать, доказывать необходимость нетрадиционных подходов. Пока желание заказчика формируется так «хочу то, не знаю что, но чтобы результат был». Тем не менее, раньше звонила я, предлагая помощь в написании текстов, теперь звонят мне. Так что лед тронулся, господа!
И в заключение:
В Новосибирске очень сильны КВН-ские традиции. Лучшие авторы, к сожалению, уже перебрались в Москву и пишут для ОСП-студии и известных КВН-ских российских команд, однако школа, которую они заложили, никуда не делась. Спрос рождает предложение. А предложения обязательно будут.
Наталья Берязева — генеральный директор Конторы «Маэстро, туш!».