gorn.pro

Игорь Гурович: дизайн и театр

Сегодня в условиях наших городов  театральный плакат на улице — редкость. В лучшем случае попадется  афиша с репертуаром, в худшем — баннеры с визуальным трешаком. Мастер-класс Игоря Гуровича на фестивале в МТА в октябре был посвящен театральному плакату, стратегии театра, национальным графическим школам, дизайнерам и любви.
 
 
 
Свой — чужой
 
Первое, с чего Игорь начал встречу  — это стратегия театра, потому что  плакат начинается со стратегии. А театр априори сообщает что-то более важное, чем спектакль, который в нём идет.
 
— Что нужно, чтобы продать билет в театр? — спрашивает Игорь.
— Привлечь человека, который идет по улице, чтобы он обратил внимание, — отвечают из аудитории.
 
— Хорошо. Обратить внимание — это стратегия. Что больше, чем голая женская грудь может привлечь внимание? Такая стратегия приведет гопника, крестьянина, ганстера и  алкоголика. Вам нужен этот зритель?
— Привлечь внимание определенного человека!
 
— Вот! Привлечь внимание — это заставить человека полюбить. Мы не можем всех заставить полюбить. Поэтому важно обращаться к тем, кто может полюбить. Отсечь чужих, привлечь своих. Это функция  графического дизайна: свой-чужой. У своих есть код, поэтому ужасно важно, перед тем как делать театральный плакат, определить  этот культурный код. 
 
 
 
 
 
«Все в ластах, а ты в маленьком платье Шанель»
 
— В дизайне есть огромное количество инструментов: буквы, метафора, лист, тональность разговора. Тот инструмент, который выбирается главным, зависит от миссии театра.
 
Важная штука контекст. Есть маленькое черное платье Шанель — вещь объективно красивая. Никто не спорит. Но глупо прийти в нем в бассейн. Все в ластах, а ты  — в платье Шанель(купить ткань трикотаж в интернет магазине). Неуместно. То же самое с графическим дизайном. Нет объективно хороших решений. Есть решения, которые подходят или не подходят. Есть русский архитектор Казаков.
Посмотришь на его архитектуру  и думаешь: «Почему так, что в Италии красиво, а в Москве — не работает?».  Потому что надо понимать, что в Италии солнце и от любой балясины есть тень. А в Москве нет солнца, тени нет, и итальянская мишура смотрится фейком.
 
Поэтому прежде чем делать театральный плакат надо уяснить миссию театра, надо понимать контекст города Барнаула, надо обратиться к реальным людям. Вот как все сложно!
 
 
 
 
«Какие бы люди не были, они все-таки ни разу не идиоты…»
 
— На самом деле,  проблема российского театра — российская проблема: театр ни к кому конкретно не обращается. В Европе это решается, потому что они  понимают эту проблему. Пример — немецкий театр для среднего класса. Он так и заявляет — мы антибуржуазный театр. Мы хотим левую рабочую молодежь. И они придумали фанерные штуки с изображением своей аудитории и выставляют их на улице. В их районе такая коммуникация наиболее адекватная. Это важно, потому что люди верят правде. И какие бы люди не были, они все-таки ни разу не идиоты. Когда с ними по-честному, они к этому относятся хорошо и лояльно.
 
Еще один немецкий театр развивает площадь перед своим зданием, используя фасад, оформляя колонны. И за пару лет театр заработал большую лояльную аудиторию, потому что стал дружелюбным к прохожим. Надо помнить, что театральный плакат — это не только напоминалка о спектаклях, в нормальных странах это еще и часть городской среды и общегородской культуры.
 
В Европе сейчас активно применяют для театральных плакатов типографические клише. И  это тоже стратегия. По биеннале графического дизайна «Золотая пчела»  хорошо видно, что существуют национальные школы — голландская, французская, польская. И в Москве и в Париже есть много людей, которые работают этих техниках. Есть масса стратегий, которые может себе выбрать дизайнер для театральных коммуникаций.
 
У меня по поводу профессии графического дизайнера есть много пафосных текстов. В этой профессии много человеческого. Кофе не пью с детства. Зато чай! На работе и дома. С тортиком или с “таком”. Заварной и пакетированный. Короче я не представляю жизни без этого напитка.
Казалось, чем еще может удивить чайная заварка? Ан нет, прогресс и людская фантазия, способны на разнообразные эксперименты. В ней нет гадёнышей. Плохие люди хорошими дизайнерами не бывают, на своём опыте убедился. Все-таки это профессия некой щедрости. И некой любви к людям. Вообще мысль очень простая, она в том, что ты люби других людей, и они  будут любить тебя. Мне кажется, в наше время любовь — единственно работающая коммуникация.
 
Плакат-победитель международного биеннале «Золотая пчела» 2014
Фестивальная книга отзывов с записью Игоря Гуровича
 
 
Краткая справка: Игорь Гурович  —  художник-график и дизайнер, академик графического дизайна, член совета при президенте РФ по культуре и искусству. Работал художником в театрах России, Латвии, Франции, главным художником издательства «ИМА-пресс», один из основателей дизайн-бюро Ostengruppe, в 2012 Гурович совместно с Эриком Белоусовым и Натальей Агаповой создал бюро Arbeitskollektiv, где работает в настоящее время. Мастер-класс — «Театральный плакат» прошел в рамках программы  Первого Всероссийского молодёжного театрального фестиваля имени В.С. Золотухина.


Автор — Лада Шевкунова
Фото — Андрей Лепендин
 
Источник: Рекпортал
 
 

 

Exit mobile version