Big Idea – это идея, с которой можно «переспать» по любви много лет подряд и сделать много красивых детей
Родилась 20 ноября. Начинала копирайтером EMG в 1996 году. В 2002 году перешла на ту же должность в агентство Proximity. С 2003 по 2012 год была копирайтером BBDO. Затем основала Академию Коммуникаций Wordshop, директором которой является по сей день.
18 лет в рекламном бизнесе
3 компании сменила за время работы
14 часов длится рабочий день
Можно ли перегореть в середине проекта… Можно, если загореться новым (придется перегореть старым). А если про меня, то я стараюсь браться за то, на что не жалко тратить время (для меня сейчас именно время – самая большая ценность). И тогда ты идешь до конца, потому что очень ждешь результат. Я по своей природе «чемпионка». Мне нужны «долгоиграющие» цели с «пьедесталом» в качестве приза, которые саморазвиваются и вдохновляют меня. Происходит взаимообмен: я двигаю цель, а она двигает меня. В моей жизни таких примеров довольно много: я четыре с половиной года хотела попасть в BBDO, хотела сделать свою школу копирайтеров (т.к. в мое время, когда я была джуниором, мне пришлось всему учиться самой), хотела, чтобы мои выпускники выиграли Каннского Льва (сегодня на нашем счету только золотых Львов семь штук), и еще я три года мечтала переехать с Wordshop на «Винзавод» (с августа мы там).
А если про меня, то я стараюсь браться за то, на что не жалко тратить время (для меня сейчас именно время – самая большая ценность). И тогда ты идешь до конца, потому что очень ждешь результат. Я по своей природе «чемпионка». Мне нужны «долгоиграющие» цели с «пьедесталом» в качестве приза, которые саморазвиваются и вдохновляют меня. Происходит взаимообмен: я двигаю цель, а она двигает меня. В моей жизни таких примеров довольно много: я четыре с половиной года хотела попасть в BBDO, хотела сделать свою школу копирайтеров (т.к. в мое время, когда я была джуниором, мне пришлось всему учиться самой), хотела, чтобы мои выпускники выиграли Каннского Льва (сегодня на нашем счету только золотых Львов семь штук), и еще я три года мечтала переехать с Wordshop на «Винзавод» (с августа мы там).
К сожалению, не все агентства готовы взращивать профессионалов, да и не у всех есть возможности… Вообще-то ситуация за последние десять лет изменилась. Это в начале создания Wordshop все хотели только делать бизнес, выигрывать фестивали, тусоваться. А сейчас нет такого агентства, которое бы не понимало, что в коммуникационной индустрии люди – это главное. Сейчас все готовы преподавать и тратить на это силы и время. Сейчас к знаниям и опыту перестали относиться как к коммерческой тайне. Все понимают: знаниями надо делиться, потому что иначе через полгода они обнулятся и никому уже будут не нужны. А коммерческие тайны – это не знания, а конкретные проекты. И ими, действительно, иногда нельзя делиться, но можно всегда свои лучшие проекты превратить в учебные кейсы или «золотые правила», сделать универсальными и рассказать другим. Кстати, недавно на конференции АКАР мы все выяснили, что за последние три-пять лет в нашей индустрии появилось уже около десяти успешных рекламных школ и еще примерно столько же inhouse образовательных проектов.
Дедлайны – это… Спасение от собственного перфекционизма. Без них мы бы закопались и никогда бы не закончили многие проекты. Еще дедлайны – это наше спасение от клиента. Без них нас бы «изнасиловали» бесконечными правками.
Три лучших Big Idea, встреченные мною за годы работы в рекламе.
- «Hate something – change something» (дизельный двигатель для Honda). Благодаря этой Big Idea, которая помогла мне преодолеть разочарование в российской рекламе, я сделала Wordshop.
- «Неудачи делают нас сильнее» – это мне сказал Михаил Губергриц (креативный директор Linii), когда я хотела бросить делать Wordshop.
- «Одни идут вперед, другие – в верном направлении» – этот слоган я придумала сама для себя после того, как мне захотелось вернуться в агентство EMG, из которого я ушла. Мне все говорили, что возвращаться нельзя, надо идти вперед… Впоследствии эта фраза стала хедлайном для пива Pilsner Urquel.
Сколько нужно времени на креатив? Для профессионала креатив – это ежедневный, а потому привычный процесс. Поэтому, чтобы сделать несколько идей по новому брифу, нужно около недели (придумать, сделать скетчи и подготовить презентацию). В формате экспресс-креатива достаточно нескольких часов.
Общая ошибка рекламистов… В смысле наши слабости? Мы очень неуверенная в себе аудитория. Хотя во всех фильмах и книгах нас выставляют циниками и show-off-менами, мы очень ранимы, скромны и искренни. Обратной стороной этой медали является то, что мы снобы и во всем разочарованы (что на самом деле не так, т.к. это только наша маска в силу постоянного стремления скрыть ранимость, скромность и т.д.).
Больше чем Каннский Лев греет только… Солнце над морем. Когда очень много работаешь, начинаешь особенно ценить отдых и красивый загар.
Big Idea… Это идея, с которой можно «переспать» по любви много лет подряд и сделать много красивых детей.
Рекламу нужно делать так, чтобы… Не хотелось выключить ее и пойти налить чай.
Почти всегда реклама пропагандирует что-то доброе, вечное и ценное, но человек живет… Человек живет между Добром и Злом, причем у каждого своя картинка мира (что есть Добро и Зло), а часто мы живем и вовсе за пределами такого примитивного деления мира на Добро и Зло. Поэтому реклама, которая превращает жизнь в сказку со счастливым финалом, вызывает отторжение и ненависть, как нечто надуманное и искусственное.
Как вы относитесь к плагиату в рекламе? Нормально, мы живем в эпоху плагиата. Даже если ты сам все придумал, обязательно выяснится, что твоя идея уже где-то сделана и в прошлом году получила Каннского Льва. На этот вопрос можно ответить более «красиво»: «Мы живем в эпоху постмодернизма, основным трендом которого является цитирование».
Есть мнение, что креативу проще сделать десять проходных работ вместо одной качественной… Человек не может жить все время на пределе своих возможностей. И тем более невозможно достичь идеала в такой публичной профессии, как наша, когда твой результат зависит от клиента, креативной половины, стратега, режиссера, продюсера и еще миллиона «но». Однако можно ВСЕГДА делать свою работу на профессиональном уровне – тогда это будет не десять проходных работ, а десять работ НА УРОВНЕ.
Есть ли у вас совет для начинающих рекламистов? Начните выигрывать.
Алкоголь для рекламиста… Необходим. Потому что у нас много замечательных поводов гордиться нашей работой.
Один на один с брендами:
Моя спортивная марка: Freed of London.
У меня всегда под рукой: Паспорт.
Развлекательный сайт: Google.
Мое приложение для работы: Word.
Мой транспорт: Скоростной поезд.
Любимый ресторан в городе: Boston на Белорусской.
Мой гаджет: Голова.
Мой Icon Brand: Русский балет.