В старую церковь — за покаянием

В 1936 году вышел тайный указ, в соответствии с которым органы НКВД получили предписание вычислять и уничтожать врагов по социальному признаку. В черный список тогда попали и священнослужители. Им вменялась контрреволюционная деятельность. Эта формулировка позволяла применять высшую меру наказания. Зачастую по одному делу проходило сразу несколько человек, а то и десятки священников, поэтому общее число людей, пострадавших за веру, выяснить теперь довольно сложно. Только в архивах УФСБ по Кемеровской области были найдены и подняты материалы в отношении 600 репрессированных священнослужителей. Некоторые из них, по мнению представителей Православной Церкви, достойны канонизации. В их числе отец Александр Оловянников
Чтобы быть причисленным к лику святых, нужна безупречная репутация, подтвержденная документально. Но поскольку в смутные времена Сибирская губерния неоднократно меняла свой географический статус и центр, а священнослужители были вынуждены постоянно менять место жительства, скрываясь от преследований и отбывая срок в ссылках, то архивы, в которых сегодня можно об этом найти сведения, оказались разбросаны по нескольким городам округа. К примеру, чтобы получить полные данные о жизни и деятельности о. Александра Оловянникова, работникам Кемеровской епархии пришлось отправиться в командировку в Барнаул.
— Дорога была непростая, — говорит заведующая библиотекой Знаменского кафедрального собора Нина Семеновна Орлова. — Но когда мы с отцом Даниилом, настоятелем храма в поселке Береговой, ехали в Барнаул, я реально чувствовала помощь самого отца Александра. Город незнакомый, люди неизвестные, казалось, должны быть препятствия. Информация находилась в архивах ФСБ, а я знаю, как сложно ее там получить. Тем не менее все прошло как по маслу. Сразу нашлись нужные люди, архив буквально весь перевернули, чтобы отыскать интересующие нас сведения. На все ушло не более получаса. Но их очень мало. Тем не менее реальный положительный отзыв всегда будет развернутым, а также укажет на все особенности и недостатки купленной продукции. В противном случае написанный отзыв — это дело рук специально нанятых людей. Их можно узнать по разным смешным никам, а также коротким фразам в адрес работы и товаров на сайте. Старайтесь не доверять такой лести.
Факты из жизни о. Александра Оловянникова свидетельствуют о том, что он служил своему делу верой и правдой и не отрекся от него даже тогда, когда был назначен настоятелем церкви в село Смолино. Это старинное сибирское село на берегу Томи было образовано в ХVIII веке казаками, они же построили здесь и храм св. Михаила Архангела. В 1923 году бандой Рогова на площади перед церковью были зарублены 25 казаков, а вместе с ними и бывший настоятель храма о. Александр Орфеев. Одно время роговцы действовали совместно с подпольной организацией большевиков. Но позже бандитские бесчинства стали приводить в ужас даже их. В своих воспоминаниях большевичка Александра Геласимова, описывая деревню, где побывал Рогов, рассказывает о том, что на улице почти у каждого дома лежали разрубленные человеческие тела. Когда же она спросила у одного из членов банды, зачем они это делают, он выхватил из ножен окровавленную шашку и, как бы хвалясь, закричал: «А ты можешь так, чтобы у тебя шашка 24 часа в сутки не просыхала? Сможешь так?» Обо всем этом о. Александру Оловянникову было известно, но он не побоялся расправы и добровольно пошел на то, чтобы занять место своего зарубленного предшественника. После того как банда ушла в Алтайский край, безопаснее не стало. На о. Александра один за другим стали поступать доносы. Как выяснилось позже, анонимки строчил его бывший сподвижник, псаломщик. Он обвинял священника в антиколхозной агитации. Поводом для доноса послужил такой случай. Совершая по деревне Пасхальный ход, о. Александр Оловянников отказался войти в дом, из которого в свое время были выброшены святые образа. И только после того, как хозяйка дома, колхозница Мария Николаева, внесла в свой дом иконы, о. Александр вошел в него «для отправления религиозного обряда», так говорится в обвинительном заключении. В апреле 1930 года особой тройкой ППОГПУ Запсибкрая он был приговорен к высылке в Восточную Сибирь, в город Енисейск сроком на пять лет. После ссылки о. Александр вернулся в родную Томскую епархию и получил место священника в с.Каркавино Косихинского района Алтайского края. Но в 1937 году он был снова арестован и опять по доносу того же самого псаломщика, который, на сей раз обвинял о. Александра в контрреволюционной деятельности. Дело в том, что для ремонта церкви тот привлек беглых крестьян, которых ранее раскулачили и сослали. Однако назвать их имена следователю он отказался даже под пытками — в то время уже официально были разрешены допросы с пристрастием. О. Александр Оловянников был расстрелян за пять дней до своего 50-летия. Обвинительное заключение заканчивается такими словами: «При аресте изъят крест, икона, кадило». Это все имущество, которое о. Александр нажил за 14 лет своей православной деятельности.
Полученный в архивах материал можно было бы считать исчерпывающим и достаточным для предоставления его Священному Собору на канонизацию, если бы не одно белое пятно в судьбе о. Александра Оловянникова. Судя по документам, в феврале 1923 года он был рукоположен в сан дьякона, после чего несколько месяцев служил в церкви
с. Верхо-Томское, а затем, приняв сан священника, получил назначении в с. Калачево Прокопьевского района, где прослужил до 1924 года. Однако в документах отсутствуют сведения о том, кто рукополагал, то есть посвящал о. Александра. В то смутное время многие священнослужители попали в раскол, Томская епархия была полностью обезглавлена, а кафедру захватили григорианцы. В стране царил хаос, владыка был арестован, новая власть нашла ему замену, инициировав обновленческий раскол. Его последователи ратовали за изменение церковных канонов, за то, чтобы женщины были священнослужителями, за демократизацию церковной жизни, за свободный доступ к алтарю, за то, чтобы епископ был женат и т. д. Рукоположение простого священника Православная Церковь не признавала и считала недействительным, подозревая того, кто на это решился, в смене религиозной ориентации. Между тем основную массу раскольников составляли те же самые священнослужители, что много лет были верны заветам православной церкви, поэтому, принимая от них священный сан, истинные приверженцы веры просто могли не догадываться об измене. Сведения о личности священнослужителя, которым о. Александр был рукоположен в сан священника, в настоящее время могут находиться в Государственном архиве Томской области. Так что работникам Кемеровской епархии предстоит еще одна командировка, в Томск. Возможно, после этого удастся поставить точку в написании жития о. Александра Оловянникова. По словам священнослужителей Знаменского кафедрального собора, если о. Александр будет канонизирован, то у русских верующих появится еще один молитвенник и заступник, у которого они смогут просить о помощи, поскольку людям, причисленным к лику святых, в какой-то мере пришлось пережить те же самые испытания, что выпали на долю самого Спасителя, — предательство, гонения и физическую расправу.

Светлана АНТОНОВА, «»

 

Comment section

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *