gorn.pro

Лучше проще, да лучше

В залах новосибирского художественного музея открылась выставка Елены Бертолло «Так просто», стильная и остроумная экспозиция минимализма с человеческим лицом, заставляющая зрителя думать и пристально смотреть. В стенах музея персональных выставок женщин, к тому же работающих здесь и сейчас, почти и не было. Навскидку можно вспомнить разве что Тамару Грицюк. И то, что открылась «персоналка» Елены Бертолло, очень примечательно. Елена Бертолло — один из самых интересных новосибирских художников, выставляющийся однако очень мало. Если кто-либо попробует заподозрить, что устроить «Так просто» специально решили в близости к женскому празднику, руководствуясь гендерным принципом, то он сильно ошибется. О том, что автор — женщина, напоминает, может, лишь необычная в наших краях стильность, причем стильность во всем — от плаката выставки до развески и названий отдельных работ. Три десятка работ Елены Бертолло — почти неприличная попытка в нынешнюю эпоху торжества декоративной картины сделать искусство практически из ничего, из тонкой, похожей на прозрачные салфетки бумаги ручного литья, из сиреневых кружков и овалов, каракуль шариковой ручкой, черточек и штришков. Все это вставлено в рамку и как-то названо. Можно представить реакцию зрителя, привыкшего, чтобы ему «сделали красиво», — в лучшем случае раздраженное недоумение от демонстративного «неумения» художника рисовать. В самом деле, на этих картинках нет практически ничего, что напрямую отражает реальность. Ни тебе пейзажа, ни портрета. Нет даже столь популярной и красочной нефигуративности. Такие работы вряд ли кто по своей воле повесит для украшения офиса или квартиры — хорошо же будет выглядеть кабинет, допустим, крупной компании, где на стене будет висеть работа из серии, допустим, «Незначительное препятствие» — вот именно неумело раскрашенные листки, черточки и каракули. Чтобы оценить жест художника, категорически не желающего рассчитывать на завоевание зрителя (и покупателя) конвенциональными картинками, стоит подняться из подвала, где висит экспозиция Елены Бертолло, на первый и второй этажи, где проходит грандиозная выставка членов Новосибирского отделения Союза художников России. Вот там есть и мастерство, и красочность, и богатство фантазии, и сюжетность, и декоративность. Без малого сотня авторов, среди которых признанные мастера и таланты, — но в памяти остается, по большому счету, немногое. Например, работа Данилы Меньшикова, где из старых почерневших досок какого-то, верно, старого забора или сарая сколочена решетка, соединенная с дверью, а в три ячейки этой решетки вставлены очень небольшие пейзажики. И этот, в сущности, простой жест выделяет работу из десятков участников — мало того, что доски подлинностью своей «перешибают» любую реалистичную живопись, так и вся работа «вываливается» из экспозиции демонстративной антидекоративностью. Антидекоративность Елены Бертолло другого рода, это не редимейд, а практически минимализм, довольствующийся предельно малым, но отстранение от собственно «красивой» живописи очевидно. Ко всему прочему изобразительный минимализм Елены Бертолло совмещен с минимализмом словесным — выставку органично дополнил небольшой сборник ее верлибров. Но даже если не говорить о стихах, выставка «Так просто» в сильной степени вербальна. Сами названия работ выводят зрителя в некое «закартинное» пространство — в сочетании с почти полным отсутствием изображения названия типа «Опасное соседство», «Карамболь», «В пределах нормы» или «В центре внимания» переводят восприятие картины совершенно в другую плоскость. Простые изобразительные решения становятся не то иллюстрациями названий, не то пиктограммами, иллюстрирующими формулы. А названия, наоборот, заставляют пристальнее всматриваться в изображение, отыскивая второй и третий смыслы там, где их, возможно, и нет. Зато можно найти юмор, хотя и очень специфический — так, два фиолетовых кружка, немного отличающиеся по размеру, называются «Не пара», и это будет почище «Неравного брака». Название выставки «Так просто» можно прочесть не только как призыв к простоте. Можно, переставив смысловое ударение, прочесть и в том смысле, что художник сделал выставку «Просто так». Зачем? А просто так! А главное, она лишний раз напоминает, что простые решения часто оказываются самыми верными — как в искусстве, так и в жизни.

Exit mobile version