От Петипа до наших дней

Закончилась первая, балетная, часть больших сибирских гастролей Большого театра (ГАБТ). Русский балет давно признан национальным достоянием и явлением чуть ли не стратегического масштаба. Привезенные в Новосибирск три спектакля предоставляют возможность проследить ключевые моменты в его развитии. Демонстрируя историческую перспективу, ГАБТ заодно обозначил и свою репертуарную политику: классические шедевры в ней уживаются с экспериментами. Гвоздем балетной программы Большого театра стал танец Николая Цискаридзе. 

Гастроли открылись 10 ноября «Спящей красавицей» в постановке Мариуса Петипа — балетом, который, наряду с «Лебединым озером» является визитной карточкой ГАБТа. Спектакль — сложный организм, отсылающий к породившей его эпохе, потому современный зритель мгновенно ощущает, что премьера «Красавицы» произошла более столетия назад. Тем более что соавторы балета — сочинивший либретто по мотивам сказки Перро Иван Всеволжский (директор императорских театров!) и Мариус Петипа — стремились стилизовать спектакль «под старину», создать балет, который мог бы идти при дворе Людовика XIV. Все это вылилось в такие характерные для французской балетной традиции особенности, как движущиеся декорации, превращения, обилие дивертисментов. Симфонический гений Чайковского усилил действенную линию балета, но все равно он кажется несколько тяжеловесным из-за обилия декоративных танцев. Конечно, относиться к спектаклю можно по-разному. Театрал, жаждущий современных трактовок, скептически скажет: «Музей!» Эстет-балетоман получит удовольствие от чистых линий и классической стройности. Непреложным будет одно: эта волшебная сказка останется эталоном, который при всей своей ориентированности на прошлое во многом определил будущее.

Судьбы балета и театра тесно переплелись — и «Красавица», перетерпев ряд редакций, вот уже больше века остается в репертуаре Большого. Стоит сказать, что Большой использовал гастроли, чтобы вдохнуть в спектакль жизнь: по причине реконструкции основной сцены «Спящая красавица» не игралась около года. А Николай Цискаридзе, по его словам, партию Принца Дезире не танцевал уже года два.

Новосибирской публике выпала радость лицезреть звезду современной русской балетной школы. Выражением всенародной любви стал шквал аплодисментов, накрывший Цискаридзе с головой, только он успел появиться на сцене. «Легенда о любви» открыла новую страницу в истории отечественного балета — страницу, связанную с именем Юрия Григоровича. Мировая премьера спектакля произошла в 1961 году в Мариинском театре, и тогда же он появился в репертуаре новосибирского оперного.

В Большом «Легенду» поставили позже, в 1965-м. Этот спектакль — порождение другой эпохи, и это ощущается во всем — в большей динамике развития, в более тесном слиянии танца и действия, в более экспрессивной пластике, в заостренных контрастах двух сфер — нежной лирики влюбленных и энергичной, резкой пластике Визиря и царицы Мехмене Бану. «Легенду» часто называют «балетной поэтической фреской», подчеркивая тем самым не только выразительность сольных партий, но и большую роль кордебалета. Его как будто стихийное, но на самом деле точно выверенное движение порождает на сцене мощно воздействующую на зрителя масштабную пространственную полифонию. Здесь стоит сказать и об оркестре. Все балеты шли в сопровождении оркестра нашего оперного театра. Ему пришлось хорошо потрудиться над музыкой Шостаковича: «Светлого ручья» в репертуаре НГАТОиБ нет, его пришлось осваивать «с нуля».

Во главе оркестра все девять спектаклей (каждый балет шел три раза) стоял Павел Сорокин. Его дирижерская карьера (стажировки у Бернстайна и Озавы!) впечатляет, а его хладнокровию и профессионализму можно только позавидовать: на «Легенде о любви» в силу каких-то технических причин погас свет на дирижерском пульте, и пока неполадку не устранили, Сорокин продолжал дирижировать, почти не видя нот.

В таких условиях риск «развалить оркестр» был более чем велик, а меж тем вряд ли кто-то в зрительном зале заметил происходящее. Триумф балета на сцене НГАТОиБ завершал «Светлый ручей» — совсем свежий спектакль. Постановка была осуществлена в 2003 году нынешним хореографом Большого Алексеем Ратманским и за свою недолгую жизнь уже успела получить признание за границей, в частности в Лондоне, куда театр выезжал этим летом на гастроли. В сюжете канон соцреализма смешан с универсальными театральными приемами — подменами и переодеваниями. Ратманский создал спектакль современный, легкий и очень смешной.

Особую прелесть и теплоту балету придает доброе ироничное отношение постановщиков как к персонажам, так и к сюжету в целом. Чего только стоят скульптурная композиция «Женщина с веслом», лубочные «дары полей» размером метр на метр и монументальные фигуры ударниц соцтруда в финале — находки Бориса Мессерера. Гастроли главного театра страны в Новосибирске, стоит отметить, стали событием не только культурным, но и светским — социально-культурный фонд Hennessy, при поддержке которого проходят гастроли, организовал party солистов балета Большого и сливок новосибирской элиты. Впереди — оперная часть гастролей.

Здесь руководство театра решило обойтись без классики. Нас ждут совсем новая (по словам Анатолия Иксанова, пока сыграно всего шесть спектаклей), но уже успевшая спровоцировать скандал постановка Дмитрия Чернякова «Евгений Онегин». И необыкновенная по эмоциональному накалу опера «Огненный ангел» Прокофьева в версии итальянского режиссера Франчески Замбелло.

Comment section

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *