Завершившийся Пятый фестиваль независимых театров Sib-Altera представил новосибирской публике практически весь спектр современного театра — от физического театра и медийных представлений до провокативного шоу, во время которого клоун угрожал устроить самосожжение.
Фестиваль Sib-Altera за шесть лет своего существования создал себе репутацию мероприятия модного для публики прогрессивной и продвинутой. В самом деле, молодежь на спектакли фестивальной программы шла косяком — и в итоге мероприятие, совпавшее по времени с гастролями Большого театра, без публики не осталось. То есть можно сказать, что фестиваль сумел наконец-то отсепарировать из безличной массы театралов не очень-то и тонкий слой ценителей эксперимента и новизны.
Именно для этих зрителей, собственно, и работает фестиваль. Программа этого года была одной из самых интересных и традиционно была составлена как из театра вербального и довольно традиционного, так и из различных экспериментальных постановок, где слова не в почете. Из невербальной программы «Сиб-Альтеры» в этот раз самый большой интерес вызвал спектакль Luvos австрийской Театральной компании Эдитты Браун, в котором пять почти обнаженных девушек сооружали из своих нижних конечностей самые причудливые конструкции, вплоть до фаллических символов. Театр «ЧерноеНЕБОбелое» оправдал ожидания поклонников, видевших его минувшим летом: совершенная нечеловеческая пластика и жутковатый мир механических уродцев.
Для любителей более традиционного театра праздником стал моноспектакль известного питерского актера Алексея Девотченко по стихам Саши Черного — высочайший класс лицедейства, способность к мгновенному перевоплощению у актера совмещались с точным и глубоким прочтением стихов. Спектаклю этому лет пятнадцать — и фестиваль можно только благодарить за то, что «ветеран» был включен в программу. Главным событием должен был стать, как обещали организаторы, спектакль известного испанского клоуна-провокатора Лео Басси «Вендетта».
Ожидались выходки клоуна в духе акций современных художников — третирование зрителей, издевательство над залом, изощренный психологический садизм. Ожидания оправдались частично, пожилой дядечка с животом в костюме хоть и бесновался, поливая из банок с колой публику, хоть и угрожал совершить самосожжение, поливая себя бензином из канистры и бегая по сцене с зажженным факелом, — оказался клоуном добрым и грустным. Более того, обещанная провокация незаметно превратилась в проповедь и урок смирения — особенно когда клоун разделся до трусов, обмазался медом и облепил себя пухом и пером из вспоротой подушки, став похожим на гибрид Винни-Пуха и ангела.
В общем, стал в буквальном смысле слова белым и пушистым. Главный урок, который дал молодой публике этот неисправимый «левак« и антиглобалист: не бойтесь быть лузерами, не бойтесь быть смешными. Даже дожив до вполне солидного возраста. Урок, который дает «Сиб-Альтера», тоже в общем-то прост: театр бывает настолько разным, что между постановками можно не найти даже общих точек пересечения. Заслуга фестиваля в том, что несколько взаимоисключающих театральных плоскостей пересеклись в одной точке пространства-времени.