Игорь Мельник, «Континент Сибирь»
На прошлой неделе одна из крупнейших инвестиционных компаний России — «ФИНАМ» — вложила средства в российско-американского разработчика и издателя компьютерных casual-игр — Alawar Entertainment, головной офис которого располагается в Новосибирске. «ФИНАМ» стал миноритарным акционером Alawar, сумма сделки не раскрывается. Alawar намеревается направить полученные инвестиции в покупку более мелких разработчиков, разработку новых более масштабных продуктов и дальнейшее развитие бизнеса. О подробностях сделки и дальнейших планах развития Alawar Entertainment корреспонденту «КС» ИГОРЮ МЕЛЬНИКУ рассказал президент компании АЛЕКСАНДР ЛЫСКОВСКИЙ.
По данным аналитической компании iKS-Consulting, в 2006 году российский рынок casual-игр составил всего $1, 8 млн, однако уже к концу следующего достигнет $10 млн. Подавляющую часть всего рынка делят между собой три компании — IT Territory, «Невософт» и Alawar Entertainment. Последней издано более 100 игровых продуктов по всему миру.
— Как вы оцениваете развитие рынка casual-игр в России?
— Несмотря на относительную молодость рынка, на сегодняшний день темп роста продаж casual-игр в России составляет более 25% ежемесячно. К 2008 году оборот российского рынка «перешагнет планку» в $8–10 млн (мировой рынок к этому времени достигнет $2 млрд. — «КС»). Западные компании все чаще обращают внимание на Россию, и это закономерно, поскольку отечественный рынок переходит в стадию бурного роста.
— Вы работаете как на отечественном, так и на мировом рынках, какие отличия в потребностях ваших клиентов вы наблюдаете?
— Проводить параллели между отечественной и зарубежной аудиториями потребителей casual-игр будет не вполне корректно. Если на Западе типичный игрок — это домохозяйка, то в России такие игры востребованы в первую очередь у представителей молодого и активного поколения, что, впрочем, не мешает им покупать игры с расчетом на всю семью.
— В Сибирском регионе достаточно много компаний, которые занимаются разработкой игр, в то время как издательские студии в основном сосредоточены в столице. Alawar здесь скорее исключение. Не мешает ли бизнесу «нестоличность» расположения компании?
— Основная часть бизнеса Alawar Entertainment сосредоточена на Западе, именно там зарабатывается основная часть доходов всеми участниками этого рынка. «Столицей» разработки casual-игр считается Сиэтл. Тот факт, что головной офис Alawar находится в Новосибирске, большой роли не играет — расположение в Сибири не помешало нам стать одной из первых компаний в России, вышедших на мировой рынок casual-игр в 1999 году и войти в десятку крупнейших издателей casual-контента в мире. Хотя справедливости ради стоит отметить, что половину рабочего времени я провожу в самолете.
— Какую роль в этой индустрии играет Сибирский регион?
— В отличие от Москвы, где разработчики имеют возможность напрямую сотрудничать с такими крупными издателями, как «1С», «Бука» или «Акелла», и поэтому работают над «тяжелыми» игровыми проектами, в Сибири больше развит casual-сегмент индустрии. Связано это с тем, что бюджеты таких игр меньше, а потому и создавать их проще.
Однако в Сибири находится целый ряд компаний, известных по всему миру. Помимо Alawar Entertainment, являющейся одним из мировых лидеров в области издания casual-игр, в нашем регионе работают такие известные девелоперы, как SoftLab-Nsk, создавшие легендарных «Дальнобойщиков», Shamroсk Games — производители качественного игрового контента для мобильных платформ, Sigma Team — авторы известного по всему миру Alien Shooter и многие другие, менее известные, но не менее профессиональные разработчики.
— Можно ли уже называть тенденцией то, что крупные компании инвестируют в отечественный игровой сегмент?
— За первое полугодие 2007 года на мировом рынке casual-игр было заключено более 30 сделок на сумму порядка $150 млн. В большинстве случаев речь шла о слиянии дистрибьюторов с разработчиками, а не об активности финансовых инвеcторов. Наша сделка с «ФИНАМ» — по сути, уникальная, тем более для российских реалий. Ведь долгое время к casual-играм относились как к «несерьезному» бизнесу. Тот факт, что «ФИНАМ» вошел в состав акционеров Alawar, доказывает, что рынок «несерьезных игр» уже стал весьма привлекательным для крупных финансовых инвесторов.
— На какие цели вы планируете направить инвестиции, полученные от «ФИНАМ»?
— Для Alawar Entertainment сделка с «ФИНАМ» — это не просто получение инвестиций под новые проекты, это в первую очередь выбор стратегического партнера для дальнейшего развития бизнеса. Инвестиционный холдинг «ФИНАМ» является лидером по оборотам на фондовой бирже ММВБ, имеет серьезные позиции в Рунете, опыт и влияние на рынке. Кроме того, в портфель «ФИНАМ» входят уникальные проекты, которые представляют интерес для развития компании Alawar Entertainment на российском рынке продаж casual-игр. Именно это направление развития является на данном этапе одним из приоритетных для компании. Мы нацелены не только увеличить долю Alawar на российском рынке онлайновых продаж casual-игр, которая на данный момент составляет порядка 65%, но и активно осваивать офлайновую нишу, где этот вид контента еще практически не представлен. Кроме того, в ближайшее время планируется масштабный запуск усовершенствованной версии технологии Alawar Games Showroom Network, позволяющей создать раздел с casual-играми в рамках любого веб-ресурса, как небольшого сайта, так и портала оператора широкополосного доступа, например. Так, уже в ближайшие месяцы откроется несколько игровых витрин на крупных российских сайтах и порталах на новой версии этой технологии.
— Будет ли компания расширяться за счет приобретений?
— За 2007 год в структуру Alawar Entertainment вошли две новые студии разработки игр — DreamDale и Stargaze. До конца года мы планируем создать еще ряд новых внутренних студий на базе восточноевропейских компаний, специализирующихся на разработке casual-игр для альтернативных платформ, таких как Apple Macintosh, мобильные телефоны, игровые приставки. На данном этапе мы активно ведем переговоры с рядом наиболее успешных команд, с которыми нас связывают многолетнее сотрудничество и опыт создания «хитовых» продуктов. Главной целью наших студий станет создание высококачественных игровых продуктов, которые смогут войти в Top-10 крупных западных порталов. У Alawar Entertainment как у издателя есть и ресурсы на разработку высококачественного контента, и опыт создания casual-игр, популярных во всем мире.