gorn.pro

С миру по нитке

В кемеровском Университете культуры пятый год работает музей истории костюма, единственный музей такого рода не только в Кузбассе, но и в Западной Сибири. В его коллекции больше 120 подлинных предметов быта конца ХIX – середины ХХ века – созданные руками студентов Университета современные миниатюрные модели костюмов и головных уборов разных времен и народов. А еще больше тридцати совершенно точных копий образцов старинной одежды и головных уборов, выполнение которых потребовало не только умения работать с иглой и лекалами, но и терпения. Плюс уникальное собрание фотографий, объединенных общей идеей:

И хотя помещение музея невелико – всего одна небольшая комната, за год его посещают около тысячи человек. Такой музей совершенно необходим студентам, которые готовятся стать режиссерами, хореографами, руководителями народных хоров и уже сегодня учатся создавать красивые вещи своими руками. (Совсем недавно здесь были подведены итоги конкурса , в ходе которого посетители музея могли назвать самые необычные и красивые студенческие работы, воспроизводящие образцы женских головных уборов XVIII – XIX веков). Нужен он и историкам, художникам, просто любознательным жителям Кузбасса, интересы которых связаны с историей повседневной жизни. Даже краткое знакомство с экспозицией помогает узнать, из каких элементов складывались и состав населения Кузбасса, и принесенная переселенцами из разных областей России бытовая культура. Здесь можно увидеть и украинскую вышитую сорочку, и кичку конца XIX века – головной убор замужней женщины русского Севера, и павловский платок с ручной набойкой. Посетители музея видят, как менялись жившие в народе представления о красоте одежды и человека на протяжении последних 80 – 100 лет. Оказывается, юбка или жакет из домотканой материи не только носились десятилетиями, переходя от бабушки к внучке, но и подчеркивали или создавали величественность, дородность фигуры.

По одежке встречают

Один из самых интересных разделов собрания музея – женские и мужские свадебные одежды Сибири, созданные в первой половине ХХ века. Во-первых, потому что свадебные обычаи относятся к числу наиболее архаичных элементов народной культуры, во-вторых, потому, что свадебный наряд свидетельствовал о трудолюбии, терпении и вкусе рукодельницы. Перед нами – вместительный сундук для приданого, купленный на ярмарке в Томске, вышитые и тканые полотенца, роль которых в свадебном обряде сохранилась и в наши дни, невесты 20-х годов прошлого века. И юбка, и розовая кофточка сшиты вручную, но некоторые швы прострочены на машинке, и сразу видно, что отстрочены они не слишком ровно. Но важным было не умение управляться со швейной машинкой, а сам факт ее наличия в домашнем хозяйстве. В начале ХХ века, да и годы спустя, швейная машинка в крестьянском доме была таким же свидетельством достатка и причастности к последним достижениям техники, как или ноутбук в современной квартире.

, посвященную истории костюма и быта первой половины ХХ века, – рассказывает руководитель и создатель музея, доцент кафедры культурологии и искусствоведения Виктория Петровна Геращенко. – Казалось бы, какая красота могла быть в скудном быту людей, живших во времена двух революций, гражданской и мировых войн? Между тем эти платья 30-х – 40-х годов, вязаные кофточки, подзоры, скатерти, гардины – настоящие произведения искусства. Если в продаже не было цветных ниток для вышивания, а это случалось нередко, что и объясняет популярность вышивки ришелье и других видов отделки , рукодельницы красили обычные нитки. Можно покупать нитки оптом. Не было тканей, ниток для вязания – распускали и перешивали старые вещи, проявляли чудеса изобретательности, потому что стремление украсить повседневную жизнь неистребимо, как и сама воля к жизни>.

Полотенце, связавшее поколения

Подобно другим небольшим музеям, не располагающим собственными средствами для пополнения коллекции, кемеровский музей истории костюма комплектует фонды за счет подарков, будь то чугунный утюг или вязаный китайский жакет – память о дружбе СССР и Китая в 50-х годах минувшего века, когда понятие еще не стало символом дешевого ширпотреба. Нередко новые подарки нуждаются в реставрации, а то и в создании копии, в точности повторяющей подлинник. А вот у этой копии свадебного полотенца совершенно особенная история, потому что само полотенце хранится не в музее, а в семье одной из студенток университета. Девушка хотела подарить полотенце музею, но мама не позволила распоряжаться судьбой семейной реликвии, которая должна остаться дома, по крайней мере, до будущей свадьбы самой молодой хозяйки. Я уже в компании два года.Никакого кидалова за это время небыло.Это компании не выгодно.Обращаюсь к копирайтерам,которые за деньги пишут всякую фигню про компанию Каждым вашим заказанным отзывом занимается служба безопасности компании.Так что лучше прекращайте фигнёй страдать И девочка создала совершенно точную копию полотенца, при этом подбор нужного материала оказался не менее важной задачей, чем воспроизведение вышитого узора.

специфика посвященной свадебным обычаям выставки нашего музея напоминают о том, что Кемерово – город, которому исполнилось чуть больше 80 лет, и большинство наших земляков – горожане во втором, самое большее в третьем поколении, – рассказывает Виктория Геращенко. – Другое дело – Новокузнецк, почти ровесник Петербурга! В Новокузнецком краеведческом музее есть пелерина в стиле модерн, какие носили дамы

 

Exit mobile version