Высший класс Галерея «Старый город» продолжает показывать работы из наследия сибирского классика Николая Грицюка: в феврале была выставлена графическая серия «Моя Москва», датированная серединой шестидесятых годов прошлого века. Эта серия — признание в любви к столице и проницательное художественное свидетельство жизни мегаполиса. «Старый город» показывает работы из наследия Николая Демьяновича регулярно.
Наследие Грицюка обширно, он, как и полагается большому мастеру, писал непрерывно и много. Семья художника охотно сотрудничает с галереей, предоставляя для выставок неизвестные или давно не экспонировавшиеся работы. Хозяйка галереи Анна Терешкова, открывая выставку, напомнила о значении творчества Грицюка для Новосибирска, а вдова художника Валентина Эдуардовна рассказала, как Николай Грицюк работал над серией «Моя Москва» — долго подступаясь к этой теме, не чувствуя себя достаточно уверенным, чтобы воплотить на бумаге философию этого города.
Работы (а это большей частью акварельные этюды) датированы серединой шестидесятых годов, но и сегодня они смотрятся на редкость современно, если не сказать актуально, — дыхание мегаполиса чувствуется в этих листах, а потоки машин на улицах напоминают сегодняшний автомобильный трафик. Художник предугадал вектор развития города, и по работам видно, что этот будущий динамичный облик города, в котором почти нет места людям, его тревожил. Но только этой стороной московской жизни Грицюк не ограничивался — старина органично сочетается в этих этюдах с новизной, и куполов московских храмов едва ли больше, чем новостроек. Нельзя сказать, что такое внимание к русской старине было в те времена общим местом, но Николай Грицюк никогда не придерживался общепринятой точки зрения.
И наконец, в работах из этой серии есть какой-то трудноопределимый, но тем не менее, несомненно, присутствующий дух «шестидесятничества». Само восприятие реальности, что ли, преображающий взгляд художника. Грицюк, несомненно, принадлежал поколению шестидесятников, разделял их идеи и устремления — и не случайно ему посвящали стихи Окуджава и Высоцкий (о чем на открытии выставки, кстати, вспоминали). Но, как и любой большой художник, Николай Грицюк не принадлежал целиком, без остатка к этому, пусть и богатому на таланты поколению. Его творчество — и сейчас это ясно — шире поколенческих рамок. Выставка «Моя Москва» это доказывает.