Задача данного рейтинга — ранжировать российские рекламные агентства по уровню креативности. Ранжировать на основе абсолютно объективных данных — количества побед, одержанных на различных фестивалях рекламы.
В рейтинге оцениваются российские агентства, исключения могут быть сделаны для тех, кто, хоть и не является российским «по происхождению», но оказывается значимым участником российского рынка, производя рекламу для крупных российских компаний.
Первый рейтинг креативности был составлен по итогам 2005 года, и тогда же впервые были опубликованы принципы, на которых основывались наши подсчеты.
Когда мы разрабатывали системы ранжирования, мы решили сопоставить каждому призу, полученному на фестивалях, определенное количество баллов, с тем чтобы, просуммировав, получить место конкретного агентства в рейтинге.
При этом мы столкнулись с определенными сложностями.
Первая: как соотносятся по весу места в пределах одного конкурса. Сколько баллов давать за 1-е, 2-е, 3-е места? Сколько «стоит» гран-при, попадание в шорт-лист и получение специального приза?
Вторая сложность заключалась в оценке «веса» призов в разных фестивалях. Ведь очевидно, что 1-е место на Каннском фестивале и 1-е место на «Идее!» должны иметь разный вес.
Третья: набор конкурсов на разных фестивалях неоднороден. Какие конкурсы учитывать и какие не учитывать? Нужно ли, к примеру, учитывать, Конкурс неопубликованных работ?
Эти проблемы мы разрешили следующим образом.
Во-первых, были ранжированы места внутри одного фестиваля. Мы решили, что спецприз и шорт-лист равны по весу. Любая из этих побед — примерно половина от 3-го места. 2-е место — в 1,5-2 раза «тяжелее», чем 3-е. 1 место — это примерно сумма 2-го и 3-го места. Гран-при — это приблизительно сумма 1 и 2 места.
Во-вторых, мы придали различный вес разным фестивалям, чтобы победы в них имели разный коэффициент. В наш список вошли 6 фестивалей: три наиболее авторитетных российских фестиваля, а также те европейские, в которых традиционно участвуют агентства из России. Естественно, что победы в них ценятся неодинаково. Мы решили исходить из того, что 1 место на российских фестивалях примерно равно «по весу» 2-му месту на Golden Drum и Epiсa и попаданию в шорт-лист на Cannes Lions — мировом смотре рекламных достижений, победа в котором ценится, безусловно, дороже, чем на всех других.
Мы понимаем, что взяли на себя определенную смелость, приравняв 1 место на ММФР к шорт-листу Cannes Lions. Совсем не факт, что работа, взявшая 1 место в Москве, сможет оказаться в каннском шорт-листе. Однако мы вполне можем рассчитывать и, конечно, надеемся на это, что в ближайшие годы ценность наград российских фестивалей рекламы увеличится. И наши несколько завышенные для них баллы будут в скором времени соответствовать действительности.
Таблица подсчета баллов
Фестиваль |
Шорт-лист/спецприз |
3 место |
2 место |
1 место/ Кампания |
Гран-При |
ММФР
|
1
|
2
|
4
|
6
|
9
|
Идея!
|
1
|
2
|
4
|
6
|
9
|
ADCR
|
1
|
2
|
4
|
6
|
9
|
Golden Drum
|
2
|
4
|
6
|
10
|
15
|
Epica
|
2
|
4
|
6
|
10
|
15
|
Cannes Lions
|
6
|
9
|
12
|
20
|
30
|
В-третьих, для корректности решено было не учитывать победы в нетипичных конкурсах — тех, которые есть не во всех фестивалях. К примеру, проводившийся в этом году на Golden Drum — конкурс непринятых работ (OpenAd). Именно поэтому в наш рейтинг не попала Студия Park, взявшая победу за фирменный стиль чемпионата мира по футболу 2010 года.
Российский рейтинг креативности за январь—октябрь 2006 года
Место |
Агентство, город |
Баллы |
1
|
Saatchi & Saatchi, Москва
|
30
|
2
|
Родная речь, Москва
|
23
|
3
|
IQ Marketing, C.-Петербург
|
20
|
4
|
Инстинкт, Москва
|
16
|
5
|
Great, Санкт-Петербург
|
13
|
6
|
РА «Прайд Медиа», Липецк,
|
12
|
7—8
|
РГ Мелехов и Филюрин, Новосибирск
|
11,5
|
7—8
|
Optima DMG, Москва
|
11,5
|
9
|
BBDO Group, Москва
|
11
|
10
|
РА «Дельта-План», Екатеринбург,
|
10
|
11
|
AntimultMSK, Москва
|
9
|
12—15
|
РА ГрАни, Казань,
|
7
|
12—15
|
Небо (Taivas Group), Санкт-Петербург
|
7
|
12—15
|
Знаменка, Москва
|
7
|
12—15
|
ДиректДизайн, Москва
|
7
|
16
|
Дизайн-студия Мухина, Ижевск
|
6,5
|
17—18
|
ТРИА Тройка, Томск,
|
6
|
17—18
|
Реал ПРО, Новокузнецк
|
6
|
19
|
DEFA Gruppe, Москва
|
5,5
|
20—23
|
Depot WPF Brand&Identity
|
5
|
20—23
|
РИА Владимир-Регион
|
5
|
20—23
|
РА Маринин&Долгобородов, Архангельск,
|
5
|
20—23
|
Лео Бернетт, Москва
|
5
|
24—28
|
Буржуй, Москва
|
4
|
24—28
|
Группа ДАРТ, Томск
|
4
|
24—28
|
Art-Com/WP, Москва
|
4
|
24—28
|
Новый Коминтерн, Абакан
|
4
|
24—28
|
NFQ, Москва
|
4
|
29
|
Дизайн Депо, Москва
|
3,5
|
30—31
|
РА Приор, Москва
|
3
|
30—31
|
АртСтиль, Красноярск
|
3
|
32—39
|
Трафик, Санкт-Петербург
|
2
|
32—39
|
ZERO Headline Advertising, Санкт-Петеребург
|
2
|
32—39
|
Letterhead, Москва
|
2
|
32—39
|
Pickup Brand Solutions, Москва
|
2
|
32—39
|
РА Avenue, Калининград
|
2
|
32—39
|
Level Design Communications, Пермь
|
2
|
32—39
|
APR Media Services
|
2
|
32—39
|
Канал «Домашний»
|
2
|
40—42
|
ИМА Дизайн, Москва
|
1,5
|
40—42
|
EURO RSCG Moradpour, Москва
|
1,5
|
40—42
|
Mildberry, Москва
|
1,5
|
В рейтинге появились новенькие. По результатам Golden Drum: APR Media Services (шорт-лист за рекламную кампанию для «Мегафона»), канал «Домашний» (шорт-лист за заставки) и Depot WPF Brand&Identity (1 место в конкурсе упаковки).
Агентство IQ Marketing, которое второй год подряд становится призером Каннских Львов, «заработало» с последним «Львом» сразу 20 баллов. В результате — заслуженное 3 место.
На вершине нынешнего рейтинга — московское Saatchi & Saatchi. Получив «Серебряный барабан» за ролик «Сон» для яиц «Рябушка» и специальный приз — обучение копирайтера Ирины Горшковой в Берлинской школе креативного лидерства, агентство уверенно шагнуло на первое место, потеснив на второе прежнего лидера, «Родную речь».
Эти победы не могли не повлиять на расстановку сил во всем рейтинге.