Июнь 2017

Информация

События

Горн

Обсуждаем

Архив новостей и статей

2017

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

01.06.2017

Простим им, ибо не ведают, что творят

11 мая суд Екатеринбурга приговорил Руслана Соколовского к трем с половиной годам лишения свободы условно. Изначальным поводом для заведения уголовного дела стал видеоролик, на котором Соколовский играл в Pokemon Go в Храме-на-Крови. Другими словами, «ловил» покемонов в храме. После чего Руслан создал видеоролик, который выложил в интернет. Ролик набрал немалое число просмотров. Представители Екатеринбургской епархии обратились в прокуратуру с просьбой провести проверку по этому делу. Проверка была проведена. Суд. Три с половиной года условно. Соколовский, понимаешь, оскорбил чувства верующих… Что вообще такое «чувства верующих»? Насколько их можно «оскорбить» и какая реакция должна быть на такое оскорбление у самих верующих? Вообще, насколько нужен закон «об оскорблении чувств верующих»? Обо всем этом хотелось бы поговорить сегодня подробнее

Дело Соколовского

Начнем с самого начала. 14 июля 2016 года телеканал «Россия 24» выпустил резонансный видеоролик о том, что в России якобы введено уголовное наказание за ловлю покемонов в чужой квартире, на избирательном участке, на границе или в храмах. 11 августа Соколовский, обозревая данный телерепортаж, выложил на своем канале на YouTube видео, на котором он ловит покемонов в храме. Видео было снабжено типичными для канала Соколовского комментариями, в том числе матерными. Также на видеоролик была наложена музыкальная композиция, имитирующая церковное богослужение, тоже с матерками. Кроме того, Соколовский сказал в ролике, что «я не словил, к сожалению, самого редкого покемона, которого можно было там добыть, — Иисуса».
Выложенное Русланом видео вызвало широкий общественный резонанс. «Россия 24» рассказывала зрителям, что «налицо» оскорбление чувств верующих, и со ссылкой на психиатра обнаружила у Соколовского психические заболевания. На «Рен-ТВ» материал назывался «Эксперт об инциденте в Храме-на-Крови: покемоны вызывают галлюцинации. Оба сюжета видеоблогер прокомментировал в одном из своих видео. В Русской православной церкви осудили публикацию Соколовским видео о ловле покемонов в храме, а также выразили намерение встретиться с видеоблогером в правоохранительных органах и лично провести с ним беседу об уважении к религии.
Как сообщает источник на видеоблогера было заведено уголовное дело по статье 148 Уголовного кодекса РФ. 2 сентября Соколовский был арестован и помещен в СИЗО сроком на два месяца. 8 сентября Соколовский был переведен под домашний арест, однако вскоре был возвращен в СИЗО из-за нарушений условий ареста (к нему пришла его девушка, чтобы поздравить с днем рождения). Всего за время следствия Соколовскому были вменены десять эпизодов уголовного дела как по статье 148, так и по статьям 282 и 138.1 (за другие видео, опубликованные на его канале, а также за найденную при обыске в его квартире ручку со встроенной видеокамерой).
13 февраля 2017 года Соколовский был возвращен под домашний арест, а его дело было передано в Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга.
5 сентября 2016 года Мария Баронова создала на сайте Change.org петицию с требованием отмены уголовного преследования за оскорбление чувств верующих, поводом для которой стал арест Руслана Соколовского. Баронова отметила, что данный закон противоречит нескольким статьям Конституции РФ и ставит под угрозу свободу вероисповедания. Аналогичная инициатива была выдвинута движением «Христианское действие», которое объединяет верующих, выступающих в защиту тех, кого преследуют за атеизм. Представители движения также организовали пикеты в поддержку Соколовского.
29 апреля 2017 года ассоциация «Свободное слово» опубликовала требование оправдать Соколовского. Авторы отметили неприемлемость уголовного преследования человека, выразившего личное отношение к тем или иным религиозным ценностям, и указали, что в сетевых публикациях блогера «нет каких бы то ни было провоцирующих призывов и они не представляют собой действия, «выражающего неуважение к обществу» или сколько-нибудь угрожающего общественному порядку». Обращение подписали более 80 писателей, поэтов, сценаристов, публицистов, переводчиков и журналистов, в том числе Александр Архангельский, Алла Боссарт, Владимир Войнович, Алла Гербер, Олег Дорман, Игорь Иртеньев, Сергей Пархоменко, Григорий Пасько, Андрей Плахов, Лев Рубинштейн, Мария Рыбакова, Зоя Светова, Алексей Слаповский, Борис Соколов, Лев Тимофеев, Людмила Улицкая, Мариэтта Чудакова, Виктор Шендерович.
Евгений Ройзман отметил, что Соколовский, «конечно, провоцировал, но арестовывать человека за идиотизм, желание оттопыриться и невоспитанность нельзя». Ройзман призвал митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла заступиться за блогера. Вскоре после этого митрополит Кирилл сообщил, что готов ходатайствовать, чтобы Соколовского выпустили на свободу. Официальный представитель Русской православной церкви Владимир Легойда, в свою очередь, сказал, что церковь «не жаждет крови молодого человека».
13 марта было начато судебное разбирательство. Признавать вину в инкриминируемых ему деяниях Соколовский отказался.
16 марта суд начал допрос свидетелей обвинения. В частности, в суде выступили несколько священнослужителей. Священник Кунгуров из храма Большой Златоуст, заявил, что Соколовский, «придя домой или в студию, умышленно сделал видеоролик, в котором он богохульствует. Таким образом он обижает многих людей». Другой священник храма Большой Златоуст Шипицын возмутился, что Соколовский сквернословил на видео. По словам данного свидетеля, он плакал после просмотра роликов Соколовского. 17 марта допрос свидетелей обвинения продолжился. Свидетель Илья Фоминцев рассказал об оскорбительном для него сравнении Иисуса с покемонами. Когда в зале суда зашел разговор о расстреле царской семьи, Фоминцев заплакал. 27 марта в суде выступил тайный свидетель под псевдонимом Фагиза Сулейманова. По ее словам, Соколовский «отрицательно относится к разным религиям» и считает, что жизнь за рубежом «спокойнее».
28 марта суд перешел к допросу подсудимого. Соколовский рассказал, как начал снимать ролики для YouTube и переехал из Шадринска в Екатеринбург. Он признал также, что его роликам присущ излишний максимализм. Во время допроса между Соколовским и судьей Екатериной Шопоняк завязалась полемика: Шопоняк настаивала, что верующие более терпимы, поскольку простили Соколовского; Соколовский, в свою очередь, говорил, что атеисты более толерантны, отмечая, что некоторые верующие «обещали отрезать ему голову». Адвокат Соколовского Бушмаков объявил в социальной сети Facebook набор свидетелей защиты.
3 апреля в суде начался допрос свидетелей защиты. Первой была допрошена бывшая советская политзаключенная Елена Санникова. Она объяснила суду, какие чувства, по ее мнению, вызывает у истинного христианина ролик Соколовского о ловле покемонов в храме. Санникова заявила, что «любой человек, который делает что-то с целью оскорбить верующих, может вызвать только сострадание и жалость». Она процитировала первое послание Иоанна:
«Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего».
4 апреля в качестве свидетеля защиты выступил мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. По словам Ройзмана, в роликах Соколовского его не устраивала только лексика. Он подчеркнул, что Бога оскорбить невозможно. Рознь, по мнению Ройзмана, подсудимый не разжигал.
28 апреля в суде состоялись прения сторон. Обвинение попросило признать Соколовского виновным по всем пунктам обвинения и назначить наказание в виде трех с половиной лет лишения свободы в колонии общего режима. Адвокат Бушмаков заявил, что уверен в полной 
невиновности подзащитного. В последнем слове Соколовский отказался признать свою вину, повторив, что он является атеистом, космополитом и либертарианцем, а опубликованные им ролики не преследовали цель оскорбления кого-либо по признаку религии или национальности.
11 мая 2017 года суд Екатеринбурга признал Соколовского виновным в возбуждении вражды, оскорблении чувств верующих, а также в незаконном обороте специальных технических средств и приговорил его к трем с половиной годам лишения свободы условно с тремя годами испытательного срока; предписал осужденному удалить все видеоролики, которые оскорбляют чувства верующих, и запретил участвовать в массовых мероприятиях. Суд не нашел в деле отягчающих обстоятельств, учел положительную характеристику, данную его матерью, и то, что сам он во время процесса попросил прощения у верующих за размещенную информацию и пересмотрел совершенные им действия.
Формулировки приговора («присутствует информация, содержащая в себе признаки оскорбления чувств приверженцев христианства и ислама, формируемого через отрицание существования Бога, отрицание существования основателей христианства и ислама — Иисуса Христа и пророка Мухаммеда») некоторые пользователи социальных сетей интерпретировали как «наказание за отрицание Бога».
15 мая Владимир Познер в своей телепередаче, напомнив, что в мотивировочной части приговора Соколовскому фигурировали слова об отрицании существования Бога, пожелал «получить исчерпывающие объяснения», нарушает ли атеизм Уголовный кодекс или нет, у патриарха Кирилла, главы Конституционного суда Валерия Зорькина и Президента России Владимира Путина. В Русской православной церкви на это господину Познеру ответили, что уважают атеистов, ведь «и они сотворены по образу Божьему», а приговор Соколовскому был вынесен не по причине его приверженности атеистическим взглядам.
7 сентября 2016 года Amnesty International признала Руслана Соколовского, который в это время находился в следственном изоляторе в качестве подследственного, узником совести. Данный статус указывает на то, что «человек находится в заключении только из-за выражения своих взглядов, которые не совпадают с позицией властей». Правозащитники назвали «неправомерной и чрезмерной» такую меру наказания, как арест за совершение ненасильственных действий, и призвали немедленно освободить блогера и прекратить уголовное дело, которое директор организации по Европе и Центральной Азии Джон Дальхизен охарактеризовал как «фарсовое». 8 сентября мера пресечения подследственному была изменена на домашний арест.
За выступление на суде в защиту Соколовского пострадал уральский историк, профессор Уральского федерального университета Алексей Мосин, которого пригласил выступить в качестве свидетеля адвокат блогера. Мосин посмотрел ролики Соколовского только накануне судебного заседания, на котором должен был выступать в качестве свидетеля защиты. Мосин заведует кафедрой в православном Свято-Тихоновском миссионерском институте, с 2005 года выступал на православном телеканале «Союз» и принимал участие в более чем сотне передач православной радиостанции «Воскресение». 4 апреля 2017 года в судебном заседании Мосин заявил, что ролики Соколовского не оскорбили его чувств. 7 апреля Мосин написал в «Фейсбук», что, по его сведениям, его фамилия оказалась в «черном списке» издательского отдела Екатеринбургской епархии и что отныне его фамилия не будет появляться в православных изданиях, и его не увидят и не услышат на православных радио- и телепередачах.
30 апреля 2017 года на американском телеканале Fox вышел эпизод мультсериала «Симпсоны» «Looking for Mr. Goodbart», в котором Гомер ловит покемонов в здании протестантской «Первой церкви Спрингфилда».
Представители Большой хоральной синагоги в Санкт-Петербурге пригласили всех желающих ловить покемонов на территории и внутри здания. За пойманных покемонов пообещали награду — бутылку кошерного вина. Вскоре в синагоге был пойман первый покемон, а поймавший его студент Даниил Гуревич действительно получил в подарок кошерное вино. Впоследствии Гуревич заявил, что ему так понравилось в синагоге, что он придет еще — возможно, уже с более серьезными целями. Соколовский упоминал такое отношение к ловле покемонов в синагоге при допросе свидетелей в суде.

«Прости им, ибо не ведают, что творят»

Как мы упомянули в самом начале, преследование Соколовского началось с обращения представителей Екатеринбургской епархии к прокурору 
С. А. Охлопкову с просьбой провести проверку. Среди прочего в тексте обращения говорилось следующее: «Таким образом, Sokolovsky! (псевдоним Руслана в сети. — Прим. «Честное слово») умышленно действует в целях оскорбления религиозных чувств верующих. Для этого он заходит в Храм-на-Крови по ул. Царской, 10 в г. Екатеринбурге. Далее, как видно на видеозаписи, Sokolovsky! осуществляет «ловлю покемонов» во время богослужения. Не найдя «их», он устанавливает т. н. «приманку», чтобы осуществить задуманное. В течение ролика Sokolovsky! замечает, что православная музыка довольно унылая, и использует фрагмент аудиозаписи с нецензурной бранью, имитирующей церковное пение. В завершение, выйдя из храма, Sokolovsky! делает оскорбительные для чувств верующих высказывания, касающиеся Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (см. видеозапись). Таким образом, в действиях пользователя с логином Sokolovsky! усматриваются, на наш взгляд, признаки состава преступления, предусмотренного п. 2 ст. 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» (публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний), что подтверждается вышеизложенным; пользователь под логином «Sokolovsky!» в видеоролике циничным образом осуществлял «ловлю покемонов» в компьютерной игре «Pokemon Go» в Храме-на-Крови, при этом использовал фрагмент аудиозаписи с нецензурной бранью, имитирующей церковное пение, и делал оскорбительные для чувств верующих высказывания. В целом, весь видеоролик (по существу, монтажу и характеру подачи материала) носит умышленно оскорбительный для чувств верующих характер».
Что же на самом деле сделал Руслан Соколовский в храме? В отличие от печально известной «Пусси Райот», он не прыгал, не кричал и не кривлялся. Просто прошел по храму, глядя в свой телефон. Этим он никому не мешал. Бывает, что во время богослужения в храме зазвонит чей-то телефон (несмотря на многочисленные предупреждения на дверях храма — выключить в мобильном телефоне звук), и это может помешать молящимся. А тут просто человек прошел по храму. Православные ничего не заметили и не жаловались на поведение Руслана. Жизни храма это не повредило. 
А уже потом в своем личном блоге он давал комментарии. Да, глупые. Да, матерные. Но православные вовсе не обязаны дежурить в его бложике. Не обязаны приходить и читать его, не обязаны по указке сверху, в обязательном порядке смотреть его «творчество». Вспомним здесь одну еще дохристианскую мудрость: кого боги желают наказать, того они лишают разума.
Те, кто поддерживают иск, создают еще одного ненавистника церкви. Святой апостол Павел в Послании Римлянам писал: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Некоторые представители Екатеринбургской епархии оскорбились. И, не послушав слов апостола Павла, решили сами воздать отмщение «оскорбителю». И что из этого вышло? А вышел позор на весь белый свет. Верующих снова посчитали мракобесами и инквизиторами. Хотя очень и очень многие православные люди в России не поддержали инициатив представителей Екатеринбургской епархии! Как уже говорилось выше, раздутое событие в Екатеринбурге вдохновило даже авторов мультсериала «Симпсоны» на создание подобного сюжета. Скольких людей по всему миру теперь этот мультик сагитировал делать то же самое в храмах с этими злосчастными покемонами? 
Может быть, Соколовского нужно было просто пригласить на экскурсию в этот храм? Рассказать о его истории. О том, что на этом месте была пролита реальная кровь, в том числе ребенка... Может быть, в его сердце произошли какие-то изменения? 
Он говорил, что «не поймал главного покемона — Иисуса, так как его якобы никогда и не было. Это хороший повод для беседы с ним. Обложиться историческими книгами, пригласить из местного университета заведующего кафедрой истории Древнего мира и поговорить об историчности Господа Иисуса Христа… Но нет, «оскорбиться» же проще, чем побыть миссионером.
Епархиальный совет Екатеринбургской епархии выступил со следующим заявлением (это лишь его часть): «Всем, кто настаивает, чтобы прощение и ходатайство об освобождении от ответственности перед законом Руслана Соколовского последовало со стороны Церкви независимо от раскаяния и исправления, рекомендовать не путать христианское всепрощение со стокгольмским синдромом, а православие с толстовством».
На это заявление интересно ответил известный православный миссионер и богослов диакон Андрей Кураев: «Весь текст еп. совета прекрасен. Особенно вот тут: «в случае полного и решительного исправления заслужит ходатайство Церкви о помиловании».
Интересно, кто из еп. советских членов считает, что лично он ЗАСЛУЖИЛ ходатайство Божией Матери? — задает вопрос о. Андрей Кураев. — Но главное — в этом тексте честно и нелицеприятно отвергнуто мнение некоего И. Христа: «В случае принципиальной нераскаянности не предпринимать попыток насильно навязать ему христианское прощение, которого он не просит, и христианскую любовь, которую отвергает».
Упомянутый И. Христос, не спросив мнения еп. совета, навязывал свои любовь и прощение своим палачам, причем эти кощунственные и неуместные действия он предпринимал на месте, святом для всех православных» — иронизирует отец Андрей. Под святым для всех православных месте он имеет в виду Голгофу, — место распятия Иисуса Христа. И вспоминает Его слова. Речь идет о молитве, которую Господь произнес, когда воины пробивали Его руки гвоздями, когда Он был распинаем на кресте. И Господь молился о них: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». В этой молитве отражена вся любовь, которую Господь имеет к людям. Господь любит не только тех людей, которые Ему верны, не только тех людей, которые исполняют Его заповеди, но и своих врагов, и своих распинателей, и всех тех, кто своими грехами или по неведению, или намеренно вбивают гвозди в Его руки. И даже когда мы своими грехами наносим раны Господу, Господь и тогда любит нас и молится Своему Отцу: «Господи, прости им, ибо они не знают, что делают».
Соколовский такой же, как и мы, грешные люди. Такой же распинатель Христа. И о нем молится Христос. Будучи христианами, должны молиться о нем и мы. А не таскать по судам лишь только за его мнение и выходку с видеороликом. 
Христианам ли оскорбляться по поводу таких поступков? Светскому ли суду вменять в вину неверие человека? Вообще, нужен ли такой закон нашему государству? Когда любой тролль, прикинувшийся верующим, может подать на кого угодно в суд с заявлением, что его чувства «оскорблены», тем самым выставляя церковь в идиотском свете… Кто должен определять степень оскорбленности чувств?
У одних — одни чувства, у других — другие.
 
 
 
 
 

Сделано студией-ЯЛ

продвижение сайта
© ГОРН 2001-2017 Используя материалы портала, ссылайтесь на Gorn.pro. Тел. (383) 21-19-180.