Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов

 

Как развить воображение – советы креативщиков, аниматоров, копирайтеров и журналистов. Конкурс AdIndexAdIndex.ru совместно с издательством «Манн, Иванов и Фербер» продолжает рубрику «Культурный обмен». В этот раз заместитель главного редактора «Эха Москвы», куратор Британской высшей школы дизайна, руководитель агентства «Инфографика», аниматор Ceremony agency и директор Академии Коммуникаций Wordshop рассказывают, что почитать и посмотреть для развития воображения
 
Развитое воображение позволяет эффективно решать повседневные задачи и создавать новые проекты и креативные образы. Именно фантазия двигает прогресс вперед. Существует множество методик, книг и лекций, позволяющих научиться нестандартно мыслить.
В этой статье Андрей Пуратов, Британская высшая школа дизайна, Сергей Кожара, SpecialOne, Николай Романов, «Инфографика», Алексей Рубищев, Ceremony agency, Татьяна Фельгенгауэр, «Эхо Москвы», и Светлана Майбродская, копирайтер, неймер, филолог  и директор Академии Коммуникаций Wordshop, делятся секретами развития воображения, рекомендуют книги и полезные упражнения, необходимые для тех, кто хочет научиться фантазировать.
 
 

Андрей Пуртов, куратор интенсивного курса «Брендинг» Британской высшей школы дизайна
 
Если честно, то меня больше вдохновляют не книги, а моя семья, студенты, клиенты, путешествия и общение с людьми. Художественную литературу я в последние годы читаю достаточно редко, предпочитая более прикладные книги. Но с профессиональной литературой все обстоит не очень здорово, при всем ее ассортименте. Есть очень много книг, в которых полезны буквально 1-2 мысли. К сожалению для читателей, специфика современного издательского бизнеса заключается в том, чтобы не делать очень хороших книг, не «закрывать тему одной книгой», а работать по принципу «одна мысль – одна книга». Исключения существуют, но их достаточно немного. Если советовать книги-бриллианты, насыщенные полезной информацией до предела, то пусть будут вот эти:
 
«Тридцать шесть стратагем» (древнекитайский военный трактат, автор неизвестен) – о творческом подходе к стратегии. Незаменима для всех, кто хочет научиться осознанно применять ведущие к победе стратегические решения.
 
«SAS. Руководство по выживанию» (Джон «Лофти» Уайзман) – о творческом подходе к тактике. Учит верить в себя, эффективно действовать и добиваться успеха в любой, самой сложной  ситуации.
 
101 design methods (Vijay Kumar) – о методиках поиска творческих решений в процессе перехода от стратегии к тактике. Книга-бриллиант, каждый разворот которой представляет собой описание одной из стратегических, маркетинговых, design thinking или NPD-методик.
 
 
 
Сергей Кожара, креативный директор SpecialOne
 
По своему опыту могу сказать, что главное для развития воображения – это слом собственных стереотипов. Они закладываются далеко в детстве, а быть может, еще и до того, и потому путь на свободу очень трудный и конца не имеет. Интересно, что даже творческая среда влияет не на всех: я встречал мощных художников-академистов без воображения и столяров-фантазеров.  Открытые всему новому люди, как правило, идут дальше. По этому поводу рекомендую перечитать «Моцарт и Сальери» Александра Сергеевича. Еще на тему столкновения творческого и костного есть прекрасный фильм Лунгина «Такси-блюз». 
 
Для воображения также важен и творческий эксперимент. Здесь огромное количество примеров, поэтому выберу несколько на свой вкус. Очень полезен Даниил Хармс, включая стихи для детей. Стоит взглянуть на творчество Мишеля Гондри в подборке The Work of Director Michel Gondry, а также на дуэт молодых Тима Рота и Гарри Олдмана в фильме «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».
 
Для тех, кто любит «разложить по полочкам», рекомендую бестселлер Джона Лерера  «Вообрази». Это занятное чтиво, в котором есть вполне разумные советы. Например, по организации труда, а вернее, отдыха для стимуляции креативности.
 
А еще для воображения полезно от всего отвлечься, долго гулять в красивом месте, например, в Питере, и с пустой головой зайти в Эрмитаж на выставку замечательной Захи Хадид.
 

Николай Романов, руководитель агентства эффективных коммуникаций «Инфографика» 
 
Дэн Роэм «Визуальное мышление»
80% информации мозг воспринимает визуально, а эта книга учит, как грамотно представить свои мысли в виде образов. Получается замкнутый круг: книга учит, как зарисовать свои мысли – мозг лучше их считывает – появляются новые идеи.
 
 
Кроме этого, «Визуальное мышление» отличное руководство к тому, как с помощью небольших зарисовок убеждать других людей.
Хулио Кортасар и Карлос Кастанеда. С творчеством этих гениев знакомы, конечно же, все. Но, могу судить по личному опыту, большинство читает их книги в старших классах школы или университете. Попробуйте перечитать их сейчас. Уверен, результат вас буквально шокирует.
 
Фильм «Наука сна»
 
Нелепое, нелогичное и при этом невероятное кино. Концентрированная версия всевозможных фантазий. Рекомендуется всем, кто забыл, какими яркими были детские сны.
 
 
 
Алексей Рубищев, ьсo-founder and animation director Ceremony agency
 
Воображение — это умение наблюдать и анализировать с последующей переработкой через себя. Крайне показательной, как я считаю, является лекция Стефана Загмайстера про Счастье.
 
Также у него есть интересная статья про его принципы работы:
 
В первую очередь, я считаю, что воображение — это системный подход. Важны тренировки, но не в придумывании чего-то, а в умении переосмыслить то, что видишь перед собой.
 
Вообще, за 10 лет своей работы,  я осознал, многое зависит от того, как много поглощаешь контента, как сильно «замыливаешь» глаз. До тех пор, пока ты не перестанешь удивляться всему, что создается. И только потом ты уже начинаешь выдумывать что-то новое, свое, комбинируя все увиденное.
 
А вот в этой лекции как раз и рассказано о том, что окружающие нас вещи могут изменить наше восприятие.
 
 
 
Татьяна Фельгенгауэр, заместитель главного редактора радиостанции «Эхо Москвы»
 
Любая художественная литература развивает воображение. Поэтому читать нужно и важно. Выбрать что-то конкретное очень сложно. Я хотела предложить вам авторов (Булгаков, Стругацкие, Пелевин, Сорокин, Оруэлл, Замятин), но меня попросили назвать конкретные книги. Поэтому давайте считать, что первый пункт – книги перечисленных выше авторов.
Владимир Войнович, «Москва 2042». Остроумная, пророческая, прекрасно написана. Читать, перечитывать и внимательно смотреть на то, что происходит вокруг нас сегодня.
 
Джо Мино «Провальное дело мальчика-детектива». Книга, которая оживает у вас в голове невероятно грустной, смешной и очень близкой историей. Она про каждого из нас, про страхи, разочарования, надежду и любовь. Иногда перечитываю её, когда сомневаюсь, что все будет хорошо.
 
 
 
 
Светлана Майбродская, директор Академии Коммуникаций Wordshop, копирайтер, неймер, филолог
 
Лично я отношусь к оптимистичной половине человечества, которая считает, что воображение МОЖНО развить. Более того, я верю, что креативность (частью которой является воображение) – это не талант от Бога, а некая «мышца», которую можно накачать как, например, пресс. За десять лет, что я руковожу самой креативной школой мира – Wordshop, я получила много доказательств правильности этой концепции. И сегодня хочу поделиться с вами некоторыми своими наблюдениями.
 
Упражнение 1. «Смешение», или метод Пресса (не путать с «прессом», который вы прячете под футболкой)
Первый враг воображения – стереотипы. Мы им подвержены потому, что все мы находимся примерно в одном контексте (смотрим одни и те же фильмы, читаем одни и те же книги, сдаем ЕГЭ и т.д.). Чтобы избавиться от стереотипов и начать мыслить не банально, можно проделать следующее упражнение, которое существует в нескольких вариантах…
 
Вариант этого упражнения для двоих: Один человек рассказывает что-нибудь очень банальное: например, как он обычно проводит день. «Я встаю в 8 утра, иду в ванную, чищу зубы…» Второй человек через каждые 10-15 секунд громко произносит существительное (каждый раз разное). Например, «КРОКОДИЛ». Рассказчик должен тут же вставить произнесенное слово в свое повествование. Например: «…чищу зубы, смотрю в зеркало и понимаю, что я КРОКОДИЛ».
 
Вариант упражнения для одного: Берёте орфографический словарь и рассказываетепишете историю, вставляя в нее по одному слову из словаря (который открываете, естественно, без какой-либо логики на любой странице).
 
Вариант упражнения для сценаристов: Берете карточки с именами героев, смешиваете их, а потом достаете из кучи сразу несколько карточек и с отобранными героями придумываете сцену. Можно смешивать не только имена, но и ситуации, имена с чертами характера, имена и сцены и т.д. Это упражнение описано в книге Скиппа Пресса «Как пишутся и продаются сценарии в США: для радио, кино и ТВ», которая много лет является бестселлером для всех сценаристов мира и содержит много других полезных советов по написанию сценария.
 
Объяснение результата: Это не только веселое занятие, но и проверенное мощное лекарство от банальных мыслей и творческого ступора. Оно основано на особенностях поведения нейронов нашего мозга, которые связывают все между собой – и даже самые далекие и нелогичные слова и понятия. Т.е. чем дальше друг от друга слова, тем больше «напрягаются нейроны и тем ярче они придумывают связку между словами.
 
Упражнение 2. Игра стилями, или метод Кено (не путать с «кино» через «и»)
Играть можно не только словами, но и стилями, а также жанрами. Возьмите любую ситуацию и опишите ее хотя бы десятью способами. Позитивно и негативно. Глазами старика и ребенка. Через запахи или через звуки. Это поможет вам в будущем стойко переносить требования вашего креативного директора или клиента: «сделайте мне то же самое, но тремя способами» или для разных целевых групп или для разных концепций…
 
Этот прием виртуозно использовал в своей книге «Упражнения в стилях» величайший стилист мировой литературы Раймон Кено, который описал банальную ситуацию в трамвае (!) пятьюдесятью способами.
 
Уже давно известно, что главный враг креатива – это полная свобода. А главный друг – это ограничение. Ограничьте себя, и ваша фантазия начнет бить ключом. Ну, может, не сразу. И может, сначала будет не бить, а «плакать» подобно Бахчисарайскому фонтану… Но в какой-то момент ее прорвет на гениальное решение. Примеров таких ограничений много. Написать «холодный» текст без слов, содержащих корень «холод». Отказаться от глаголов. Составить текст только из слов на букву «Т». Когда-то Бегбедер (знаменитый французский копирайтер и автор «99 франков») придумал свой знаменитый слоган «М-м-м, Данон», потому, что запретил себе говорить про вкус, используя «вкусовые» слова. И тем самым открыл в копирайтинге новую эпоху фонетических слоганов. А великий русский поэт Афанасий Фет написал стихотворение «Шепот, робкое дыханье» без единого глагола и открыл в поэзии импрессионистичность.
 
Упражение 4. С точностью до наоборот, или метод Джеймса Фрэя (не путать, что из них имя, а что фамилия)
Известный преподаватель сценарного мастерства Калифорнийского университета Джеймс Фрэй советует изучать штампы и стереотипы и строить образы героев с точностью до наоборот. Его книга «Как написать гениальный роман» начинается с того, что все известные детективы были наделены талантами или супер-внешностью. Поэтому он советует сделать героем ничем не примечательного человека. В рекламе этот способ часто используется. Накануне нового года надо попытаться сначала «просчитать», что будут делать все, а потом сделать все с точностью до наоборот – тогда ваша реклама прорвется сквозь общий поток новогодних банальностей. 
 
Упражение 5. Двойной финал, или метод Wordshop (не путать с workshop)
 
Играет любое количество человек. Суть игры – рассказывать историю. НО! Есть маленькое но. На каждый поворот сюжета надо придумать не один, а ДВА варианта развития событий: оптимистичный и пессимистичный. Например, «Красная шапочка пошла в лес и встретила Волка». А теперь придумайте два варианта развития этого сюжета: Волк был Добрый и Волк был Злой… Далее выбирается один вариант. На него снова придумывается два варианта развития сюжета: оптимистичный и пессимистичный…
 
Кстати, этот метод сейчас очень активно используется в современной культуре. В известном фильме Тома Тыквера «Беги, Лола, беги» (1998 г.) даны сразу три развития и три финала для одной и той же истории. А в спектакле «Ножницы» Дайнюса Казлаускаса (2013 г.) зрители аплодисментами выбирают «убийцу» (от этого зависит финал пьесы). Желающим насладиться этим приемом советую прочитать Хулио Кортасара «Игру в классики», где сюжет можно прочитать двумя путями: быстро поверхностно и медленно с погружением в психологию героев, с пониманием их мыслей и причинно-следственных связей.
 
Источник: adindex.ru

Comment section

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *