23.10.06 Персона месяца. Олег Семенов: конкурс дизайнерских работ – это другая история

Международный конкурс знаков и логотипов «Тамга» появился благодаря двум творческим коллективам из Новосибирска – дизайн-студии «Бизон» (в составе Олега Семенова и Геннадия Буханова) и творческой группы «Бертолло» (в составе Елены и Андрея Бертолло). Именно они несколько лет назад решили организовать интересное конкурсное мероприятие в столице Сибири. Сегодня «Тамга» (www.tamga.biz) известна уже всему миру, по крайней мере, дизайнерскому.
 
В этом году конкурс проходил в шестой раз. После завершения работы жюри мы встретились с президентом «Тамги» Олегом Семеновым:

— У северных народов тамга – означает «родовой знак». Производные от этого слова «тамжить», «таможить» — пропускать грузы с определенным знаком. Понятно, почему мы выбрали такое название для нашего конкурса, о котором долго спорили – объявлять ли его региональным или международным. Но – как лодку назовешь, так она и поплывет.
 
Корр.: Что «Тамга» дает Новосибирску?

— Это – статус. Во многом благодаря конкурсу, Новосибирск известен как место, где есть дизайнеры. Есть ли дизайн в Новосибирске? Сейчас во всем мире на этот вопрос отвечают «да». С помощью «Тамги» мы встраиваем наш город в мировое сообщество. Это такой единомоментный срез того, что происходит сегодня на этом рынке в международном масштабе. Чтобы не сидеть в своей маленькой тарелочке и делать что-то, пусть и хорошие работы, но для рынка местного. Говоря высокими словами, это – небольшой вклад в повышение уровня новосибирского, сибирского дизайна.   
 
Корр.: При этом среди конкурсантов собственно сибиряков, новосибирцев-то не так уж и много.

— В этом году уже больше, чем раньше…Возможно, это связано с неуверенностью в собственных силах. В отличие от всего мира мы сейчас очень озабочены тем, чтобы заработать на хлеб насущный, нам не до конкурсов. Даже москвичи, они живут уже в другой истории, у них больше времени, чтобы заниматься собственным промоушеном.   
 
Но, кстати, на прошлой «Тамге» гран-при получил молодой дизайнер из Омска.
 
На нынешней — жюри очень долго не могло определить победителей, проходили жаркие споры, в шорт попало больше работ, чем в прежние годы. И отрадно отметить, что процентов 30 – это российские знаки. Наши дизайнеры получают высокие оценки, ведь «Тамга» признана престижной международной наградой. Жюри – это заслуженные дизайнеры разных стран, и работают они, не видя авторов работ, оценивает лишь представленный знак и комментарий к нему.
 
Корр.: А что из себя представляет новосибирский рынок графического дизайна?
 
— Статистика называет более 300 рекламных агентств и студий, связывающих себя с дизайнерской деятельностью. На практике это число гораздо меньше. Кто хорошо работает – порядка 10 — успешных коммерчески и кто делает продукт на уровне мировых или, как минимум, российских стандартов.
 
Корр.: Вашей дизайн-студии «Бизон» 10 лет…

— Время показало, что мы пошли в правильную для нас «сторону», ведь дизайн – это весело. Реклама – это, наверное, не весело, а дизайн – это весело.
 
Корр.: Но дизайн может быть составляющей рекламы?

— Нет, в рекламе нет дизайна, она живет и работает по другим законам. Вот Андрей Пуртов в Москве делает конкурс Besr of the Best. Вот это связано с рекламой, это брендинг, скорее, там работы оцениваются со стороны маркетологов, брендменеджеров. У нас конкурс дизайнерский, и оценивают его дизайнеры. Мы все время спорим: почему такие крепкие бренды и не могут выиграть в дизайнерском конкурсе? Они и сделаны-то правильно, и платформа у них правильная, но…Дело в том, что в дизайнерских конкурсах больше новаций, новых ходов, которые затем постепенно причесываются, приглаживаются  и переходят в брендинг, в рекламу. Но в первый момент это выглядит: ну, елки-палки, вот, блин, придумали-то! Это такое вливание свежей крови.
 
В «Тамге» принимают участие работы успешных студий, но не побеждают. Они получают награды на «Идее!», попадают в шорт-лист Московского фестиваля рекламы. У нас – нет. Конкурс дизайнерских работ – это другая история.
 
Корр.: И все-таки – существуют ли законы производства товарного знака?

— На дворе постмодернизм, правила кончились в эпоху модерна. Можно все. Сейчас настолько все динамично развивается, одна из примет конкурса этого года – мы стали принимать цветные знаки. Раньше говорили, что знак должен быть черно-белым, чтобы показать точность графики. Сейчас с развитием цифровых технологий это менее  актуально. Очень много знаков, построенных только на цвете…
 
В какой-то момент моей жизни я пытался выяснить, как правильно сделать хороший знак. Мы организовали объемную рассылку по всему миру – просили специалистов описать критерии. Никто не смог, включая монстров дизайна. Все сводилось к двум позициям: есть хорошо сделанные знаки, есть плохо сделанные. Потому что это – не математика. Хотя, если спросить об этом брендменеджера, он перечислит правила. Но, с другой стороны, если все это можно сделать по определенным правилам, то дизайнеров следует секвестировать.
 
Корр.: Какие тенденции в развитии графического дизайна показала «Тамга»-2006?

— С моей точки зрения, больше становится свободных, не жестко структурированных знаков. Свободных по графике, рисованных руками. Видимо, потребителю хочется более человечного отношения к себе со стороны бренда.
 
Корр.: Что можете сказать о следующей «Тамге»?

— Мы объявили, что переходим в режим биеннале, чтобы было больше времени на подведение итогов и подготовку к следующему конкурсу. Какой будет «Тамга»-2008, пока сказать трудно. Но в этот раз предполагалось параллельно с Новосибирском открыть экспозиции по всему миру, даже были конкретные договоренности. Пока реализовали это только в Красноярске, в других городах, видимо, это случится через два года. В планах осталось и  проведение видеоконференции жюри, и видеотрансляция иногородних выставок. Посмотрим, все зависит от финансовых возможностей. Пока что мы сами на это зарабатываем, и друзья помогают.
 
Для меня удивительно: везде, где проводятся подобные акции, они проходят при поддержке муниципалитетов, кроме Новосибирска. А ведь это же престиж города. И на уровне страны уже принимаются программы по развитию дизайна.  
 
Корр.: Существуют ли в Новосибирске местные дизайнерские тусовки?

— Они возникают спонтанно, например, в прошлом году мы какое-то время  собирались в студии «Бренда». Кто-то периодически устраивает какие-то акции. Традиционная уже вещь — дизайнерский календарь. Три года назад мы собрали друзей-дизайнеров, каждый подготовил страничку для перекидного календаря, провели даже небольшую выставку в галерее Чернофф. К сожалению, на этом деньги кончились, и календарь как таковой мы не издали. В прошлом году Володя Хананов сделал календарь к 150-летию Фрейда и даже сумел его издать. В этом году в рамках Designbox мы делаем проект «Приезжайте к нам в Сибирь – у нас уже елки зеленые». Это будет 24-хполосный календарь: 12 полос займут специально приглашенные участники, 12 будут заполнены на конкурсной основе. Уже имеется более 50 заявок. Будем развенчивать или укреплять мифы о Сибири.
 
Н.Гузанова, Портал Gorn.pro

Comment section

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *